Макс Фрай "Сказки старого Вильнюса"

May 24, 2012 13:04





Это та самая книга с автографом-солнышком, презентация которой проходила в Додо. Она произвела на меня ужасно приятное впечатление. Не такая захватывающая и втягивающая в себя, как цикл про сэра Макса, но будто приоткрывающая дверь в другой мир. Словно окружающая нас вселенная - плоская и привычная - вдруг, издав едва слышный металлический щелчок, провернулась и позволила поверить, что чудеса возможны. Да вот же они, ровно в строчках книги, от которой бегут мурашки по коже и хочется плакать и смеяться одновременно.



Нина тем временем снова берет кофейную чашку и глядит на нее с некоторым недоумением. Дескать, знакомый предмет. Сейчас вспомню, что с ним обычно делают. Сейчас-сейчас.

Момент самый что ни на есть подходящий. Встаю, беру ее за плечи, разворачиваю к окну, говорю: гляди-ка.

По улице Пилес неторопливо шествует единорог. Сияющий белоснежный зверь с серебристой гривой - в общем, как на иллюстрациях к сказкам, только лучше, конечно, потому что живой. Следом ковыляет императорский пингвин, фрачная пара из мастерской матушки-природы сидит на нем безупречно. Четверо прохожих стоят на противоположной стороне улицы разинув рты; дама лет сорока в малиновых шортах явно изготовилась завизжать; как поведут себя остальные, пока непонятно. Ладно, их проблемы. Девочка лет пяти за соседним столиком, которая вот уже полчаса с тоской во взоре ковыряла пирожное, теперь прилипла к окну. Не издает ни звука, даже маму, безнадежно увязшую в иллюстрированном журнале, пока не дергает. И правильно. Есть вещи, о которых мамам лучше не знать.

Мне еще очень понравился один отрывок из рассказа про улицу Стиклю. У Фрая отлично получаются описания человеческих ощущений, вплоть до того, что меня бросает в жар от совпадения чувств, описанных в книге и временами переживаемых мной. Я прекрасно понимаю, что это просто случайность, но как приятно знать, что ты не один сходишь с ума подобным образом!

...У нее всегда, с детства, сколько себя помнила, болел весь мир - вымороченный, враждебный, нескладно и нелепо устроенный, не поддающийся исправлению, но при этом сияющий, звучащий, вибрирующий, ветреный, огненный и ледяной, великолепный настолько, что, дай она

себе волю, рыдала бы взахлеб от восхищения с утра до ночи и, пожалуй, даже во сне. Но воли себе она, конечно, не давала, держала в ежовых рукавицах, дышала неглубоко, думать старалась поменьше и только о насущных проблемах, всегда стояла - там, внутри себя, - вытянувшись по стойке “смирно”, чтобы не спятить, не рухнуть в сладкую темноту, не взорваться от переполняющей ее восхитительной муки.

В книге 24 истории, а в Вильнюсе 108 улиц, говорит аннотация. Так что, вероятно, нам следует ждать продолжения. Сборник, кстати, иллюстрирован фотографиями, сделанными самим Максом Фраем. Я, если честно, не погруженный в фотоискусство человек, поэтому я осталась к ним абсолютно равнодушна - не зацепила ни одна, я просто не смогла оценить их. Текст мне понравился гораздо больше. Так что рекомендую “Сказки старого Вильнюса” не только любителям Макса Фрая, но и тем, кто как раз думает, с какой бы книги начать читать этого писателя.

«Интересные рецензии на интересные книги»

Эволюция сериалов



Минуло уже 20 лет, как российский зритель впервые узнал, что такое латиноамериканские сериалы. Исполнительницы главных ролей в этих «мыльных операх» у нас вмиг становились народными героинями...



В этом году сразу три суперзвезды отечественного ТВ времён 90-х празднуют юбилеи. Во второй половине мая 55 лет отмечает самая известная «рабыня» в мире Луселия Сантос - она же Изаура, 50 лет - Виктория Руффо, она же «Дикая роза», а в середине октября исполнится 60 «страдалице» из сериала «Богатые тоже плачут» Веронике Кастро.

Как это было…

Всё началось с «Рабыни Изауры» - бразильской «мыльной оперы», ставшей настоящей «бомбой» для сознания миллионов соотечественников. Страдания юной рабыни стали предметом обсуждения почти всей страны. В «изауропомешательстве» нас переплюнули, пожалуй, только венгры и кубинцы. Во время показа сериала в Венгрии зрители стали собирать деньги на то, чтобы выкупить Изауру из рабства, а на Кубе по просьбе пилотов и пассажиров меняли расписание самолётов, чтобы люди успели посмотреть очередную серию.

У нас после показа «Рабыни» народ стал называть свои дачные участки не иначе как «фазенда», а двоюродных сестёр и братьев - кузинами и кузенами. Для отечественного ТВ показ «Рабыни Изауры» - кстати, в изрядно сокращённом варианте - стал экспериментом. Несмотря на то что эксперимент оказался удачным, продолжать его решились не сразу.

Зарубежные кинопрокатчики предлагали запустить в эфир мексиканский сериал «Богатые тоже плачут» - историю любви бедной девушки Марианны и богатого ловеласа Луиса Альберто. Заведующие кинопоказом на центральном телевидении категорически не хотели ставить этот «ужас» в эфир. После «Рабыни Изауры», где была классическая литературная основа, богатые исторические костюмы и декорации, сериал «Богатые тоже плачут» казался нашим телередакторам каким-то убожеством, где герои только и делают, что странно таращат глаза, рыдают и переливают из пустого в порожнее.

В итоге было решено показать несколько серий, которые кинопрокатчики предоставили абсолютно бесплатно. Что было дальше - многие хорошо помнят. Через пару недель страна, позабыв об Изауре, следила за переживаниями Марианны. Зритель требовал «продолжения банкета», и он был продолжен. Вслед за «Богатыми…» один за другим телеэфир заполняли сериалы «Дикая роза», «Просто Мария», «Тропикана», «Жестокий ангел» и прочие… Народ запоем смотрел, обсуждал и называл эти «мыльные оперы» бесконечными.

То, что история в 250-300 серий это не так уж и много, зритель понял после того, как начался показ «Санта-Барбары» - сериала, название которого стало у нас нарицательным. К середине 90-х заокеанские сериалы настолько прочно вошли в отечественный эфир и сознание граждан, что, казалось, они останутся там навсегда. Во всяком случае, в то, что российским кинопроизводителям удастся когда-нибудь снять что-то конкурентоспособное латиноамериканскому «мылу», у нас почти никто не верил. А зря…

«Менты» наступают

Сегодня более 90% сериалов, идущих на наших экранах, российского, реже украинского производства. Одним из первых отечественных сериалов, которые «выстрелили», стали «Улицы разбитых фонарей». Эпопея о похождениях ментов в эфире уже 15 лет.

Латиноамериканские «мыльные оперы» ТВ-боссы давно уже не закупают, предпочитая создавать свой продукт. Сегодня актуальна другая практика: покупка прав на адаптированную постановку. Так, например, некогда суперпопулярный сериал «Не родись красивой» - это русская версия колумбийской теленовеллы «Бетти-дурнушка», а сериал «Татьянин день» - наша версия колумбийской же «Войны роз».

«Сейчас технологии производства «телемыла» у нас и в Латинской Америке абсолютно одинаковы, - говорит продюсер Илья Неретин, член
Российской академии ТВ и Международной ТВ-академии «Эмми». - Что касается содержания, то по своей сути оно, думаю, также мало отличается. Всё это, разумеется, пришло к нам не сразу. Знаю, что, например, родоначальник и главный продюсер отечественного «телемыла» много ездил по латиноамериканским студиям, чтобы изучить процесс.

Нужно было понять, куда и как ставятся камеры, как пишется сценарий, на какие сроки в производстве нужно ориентироваться, как монтировать и множество других вещей. Всему этому мы научились, так же как научились снимать многосерийные телефильмы, которые часто ошибочно причисляют к «телемылу».

Жанр сериала долгое время считался у нас низкопробным даже среди самих кинематографистов и актёров, которые в этих сериалах снимались. Сегодня все уже понимают - сериал сериалу рознь.

Автор статьи: Сергей Грачев

«Аргументы и Факты - Культура»

Трайбл - танец ленивых



«Ничего не понимаю, эти девушки вообще собираются танцевать?» - раздался позади меня возмущенный женский голос. «Какие у них мрачные костюмы, - поддакнула ей другая, - и стоят они на одном месте. Разве это танец?»



Взглянув на сцену, я была вынуждена согласиться. Танцовщицы с обилием украшений, одетые в черные костюмы, почти ничего не танцевали. Движения были скованы, плавности особой не было. Складывалось ощущение, что девушки просто ленятся. Так я увидела трайбл.

История повторяется?

Да, история имеет свойство повторяться. Около двадцати лет назад в России появился восточный танец, и сразу стал дико популярным. Газеты пестрели объявлениями о желании брать частные уроки. Овладев двумя-тремя движениями, многие девушки шили себе откровенные костюмы и шли показывать «настоящий танец живота» в массы - в рестораны, кальянные, клубы.

Сколько времени и усилий пришлось приложить настоящим танцовщицам, чтобы заставить относиться к восточному танцу серьезно! Сколько лет занятий, труда, учебы! И ведь до сих пор танец живота воспринимают в лучшем случае как ресторанное шоу, в худшем - как экзотический стриптиз!

А не так давно в России появился и трайбл. И что же? История, как говорится, любит повторяться!

Трайбл - идеальное и реальное

Трайбл (с англ. «tribal» - «племенной») - танец новый, с налетом этники и экзотики. От него так и веет благовониями и древними храмами. Пресыщенные блестящими костюмами, глубоким декольте, открытым животиком и завлекающими трясками, танцовщицы ориентал-данс переметнулись в гибкие ряды исполнительниц трайбла.

Вот уж где нет места кокетству! В отличие от представительниц «гаремного» стиля ракс-шарки, эти девушки наматывают на себя килограммы одежды пополам с тяжелыми серебряными украшениями. Чего на них только нет! Брюки, сверху пара-тройка юбок, лиф, расшитый монетами и ракушками, пояса с зеркальцами, косточками и помпонами, браслеты, покрывающие руки до локтя и выше, височные кольца и многое-многое другое!

Классический трайбл-фьюжн - танец, представляющий собой эклектику древних искусств (индийских, испанских, цыганских, перуанских и множества других). Музыка может быть индийской, арабской, медитативной, в стиле нью-эйдж или гоа-транс. Движения плавные, сильно напоминающие йогу в танце. Такое исполнение требует недюжинной физической подготовки и отличного владения всем телом.

Но что же мы видим в реальности?

Не стоит слишком восхищаться, любуясь видео известных исполнительниц трайбла. Рекомендую посмотреть реальные отчетные концерты различных танцевальных школ и коллективов. То, что я увидела, мне сильно запомнилось. Лишь единицы владеют приличной техникой и интересными постановками! Единицы! А ведь школ и исполнительниц в России очень много! И

это то, что преподносится зрителю под вывеской «трайбл». Поэтому и получается крайне печальное, но от этого не менее правдивое:«Трайбл - танец для ленивых».

Исполнительницы не считают нужным заниматься техникой! На волне популярности повторяется та же история, что в свое время с восточным танцем - девушки берут пару уроков, шьют стилизованные костюмы и идут покорять зал, открывать свои школы и учить других «настоящему трайблу».

Делая «легкие деньги», предлагая ложную информацию и закладывая ложное представление об этом танце, такие горе-исполнительницы роют трайблу глубокую яму. Ведь со временем ажиотаж вокруг нового экзотического направления поостынет, и настоящим танцовщицам придется опять прилагать огромные усилия, чтобы доказать, что трайбл - это вид искусства.

«ШколаЖизни.ру - уникальные секреты, хитрости и премудрости»

Читать про себя



Почему в литературе мало героинь, похожих на нас?

Женщин с деловой хваткой в русской литературе вспомнить можно, но их на удивление мало: Вера Павловна со своей швейной мастерской у Чернышевского, судовладелица Васса Железнова у Горького… Казалось бы, сейчас, когда среди собственников и топ-менеджеров женщин становится все больше, новая ролевая модель должна появиться и в литературе. Но не тут-то было.



«Современная русская литература вообще не занимается этим вопросом, - с некоторой досадой в голосе говорит Ирина Прохорова, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и владелица одноименного издательства. - Образ деловой женщины, описание делового мира отсутствуют в художественных произведениях. Новый опыт приобретен, роль женщины изменилась, а мы как будто остались в советском пространстве, понимание приличных и неприличных профессий у нас еще советское». Сфера бизнеса в литературе табуируется; описывая деловой мир, авторы чаще всего ерничают. Во многом это связано с нашей консервативностью, считает Прохорова.

Жизнь изменилась, а стереотипы сохранились. Считается, что если женщина занимается бизнесом, то она непременно одинокая и ущербная. Полноценная же сидит дома с детьми. Тот факт, что можно успешно совмещать работу и семью, игнорируется. Руководитель библиотеки Московской школы управления Сколково Хелен Эдвардс, ранее возглавлявшая информационный департамент Лондонской школы бизнеса, отмечает, что не только в России большинство литературных героинь от бизнеса одиноки, а «классический сюжет строится на служебных романах».

Читательницам, состоявшимся в бизнесе, это тоже не нравится. Надежда Лупанова, учредитель компании «Элком», производителя промышленных электродвигателей, возмущается: «Почему личная жизнь успешных в карьере героинь от раза к разу претерпевает катастрофу? Мне было бы интересно проследить за судьбой женщины, которая, владея бизнес-империей, успешно сохраняла бы отношения и десять, и двадцать лет».

Еще один литературный стереотип: не от хорошей жизни женщина занимается бизнесом. Так, война, бедственное положение семьи заставляют героиню «Унесенных ветром» Скарлетт О’Хара стать управляющей лесопилкой. Или героиню-домохозяйку бросает муж, и после многих лет кухонного рабства она вынуждена пробиваться в жизни сама. «Истории этих книг слишком утопичны и не имеют ничего общего с реальной жизнью», - говорит Хелен Эдвардс. «Я вот нигде себя не узнаю, и мои коллеги не узнают», - подтверждает и Ирина Прохорова.

Вот несколько книг, где шансы узнать себя в деловой героине достаточно высоки, а описания бизнеса приближены к реальности.

Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"

Правящим режимом в США, как и во всем мире, становится социализм. Начинаются гонения на бизнес, свободный рынок заменяет плановая экономика. Вице-президент железнодорожной компании Дэгни Таггарт мужественно борется за сохранение бизнеса и страны. Она уверена, что «наиглавнейшей обязанностью человека является обязанность действовать».

Люси Келлауэй "In Office Hours" (на русский язык книга пока не переведена)

Обе героини In Office Hours работают в головном офисе международной компании в Лондоне. Обе пытаются найти свою любовь на работе. Автор, 25 лет проработавшая в Financial Times и прекрасно знающая жизнь крупных корпораций, описывает психологические проблемы, с которыми неизбежно сталкивается женщина, управляя сотрудниками-мужчинами. Это и одиночество, и чувство неравенства, и переживания по поводу внешнего вида.

Фридрих Дюрренматт "Визит старой дамы"

Пьеса о жестокой мести и о том, как формируются финансовые кризисы. Пожилая миллиардерша Клара Цаханасян возвращается в захолустный городок Гюллен, который покинула в юности. Цель одна - отомстить человеку, когда-то обесчестившему ее. Она предлагает городу миллиард, который можно разделить на всех, при условии, что Альфреда Илла убьют. Жители города искренне возмущены. Но в ожидании, что рано или поздно убийство произойдет, они позволяют себе вовсю пользоваться кредитом. Постепенно город-банкрот переходит в руки Клары.

Максим Горький "Васса Железнова"

Судовладелица Васса Железнова крепкой рукой рулит бизнесом, но дома у нее не все гладко. Дети - неудачники, брат пьет, а беспутного мужа приходится отравить, чтобы сберечь честь семьи после того, как он совратил несовершеннолетнюю. Когда сын Вассы Федор умирает, за внуком, которому героиня собиралась передать семейное дело, приезжает мать-революционерка. Рашель под стать Вассе - такая же цельная и сильная натура, но они непримиримые враги.

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов "Сослуживцы"

Пьеса, по которой снят фильм «Служебный роман». Директор статистического учреждения Калугина - воплощение советского стереотипа «женщина-руководитель». Ей еще нет сорока, но коллеги за глаза зовут ее «старой мымрой». Ни стиля, ни косметики, ни личной жизни. Она допоздна сидит на работе, чтобы избежать одиночества в пустой квартире. Вечная история: в фильме-ремейке 2011 года Калугина - хозяйка рейтингового агентства, а финансовый аналитик Новосельцев - типичный представитель офисного планктона.

Эллисон Пирсон "И как ей это удается"

Старший фондовый менеджер и мать двоих детей Кейт Редди пытается сохранять баланс между работой и личной жизнью и постоянно борется с чувством вины и неодобрением окружающих. Книга стала бестселлером в США и Великобритании.

Софи Кинселла "Богиня на кухне"

Саманта, младший партнер крупной юридической фирмы, привыкла быстро читать, быстро соображать и даже быстро заниматься сексом. Она мечтает стать партнером. Но неожиданная ошибка ставит крест на ее карьере. Устроившись работать экономкой, она вдруг открывает в себе новые таланты. Когда коллеги зовут ее обратно, решение о возвращении к прежней жизни дается непросто.

Барбара Тейлор Брэдфорд "Состоятельная женщина"

В серии книг про Эмму Харт речь идет о том, как

благодаря уму и упорству девушка из бедной семьи становится главой фантастически богатой корпорации. Спустя более полувека успешного правления Эмма намеревается передать «Харт Энтерпрайзис» внучке Поле. Члены семьи недовольны ее решением.

По роману снят одноименный сериал.

Луиза Бэгшоу "Гламур" (на русский язык книга пока не переведена)

Обычный на первый взгляд женский роман. Три подруги детства, пережив семейные трагедии, открывают в Лос-Анджелесе модный магазин Glamour, из которого вырастает международная розничная сеть. Английская писательница подробно рассказывает о том, как одна из героинь сделала головокружительную карьеру в крупной корпорации (можно почерпнуть кучу идей, как управлять персоналом), и об оригинальных решениях, сделавших магазин культовым. Совместный бизнес чуть не стоил им дружбы, но, естественно, все кончается хорошо.

«Изюминки»

чтиво, творчество, вино, хлеба и зрелищ!, кино, самореализация, домино, искусство, семейные ценности, литература, парк Культуры

Previous post Next post
Up