Маленький врунишка . Нина Зинович

Apr 26, 2012 13:06


В вашей семье растёт замечательный маленький человечек, который каждый день радует вас своими новыми достижениями. Однако в последнее время вы стали замечать за малышом несвойственное ему поведение, точнее привычку обманывать окружающих. Как действовать в подобных ситуациях, и почему ребёнок стал врать, попробуем выяснить прямо сейчас.



Давайте проанализируем следующий момент: вы общаетесь с коллегой по телефону, и по определённым причинам отказывайте ему во встрече, придумывая на ходу причину, чтобы не прийти. Таким образом, обман присутствует у нас всех каждый день, только при этих разговорах присутствуют наши дети. Поэтому неудивительно, что несколько раз услышав, как мама или папа говорят неправду людям из своего окружения, юное создание делает для себя соответствующий вывод: « А почему бы и мне не попробовать?!» Фраза из уст взрослых - “обманывать нехорошо” - явно неуместна, особенно в том случае, если буквально недавно малыш сам слышал, как мама, меняя интонацию, сообщала своему начальнику о том, что сегодня не сможет прийти на работу из-за болезни, хотя на самом деле причина была другая - пропустить рабочий день.

Фантазии и обман - одно и то же?

Нужно сказать, что дети начинают обманывать, как правило, с трёхлетнего возраста, точнее, такое враньё можно назвать первыми попытками быть похожими на взрослых. Так как дошкольный период характеризуется огромным поглощением информации, ребята начинают фантазировать, и иногда родители не понимают, где их чадо в очередной раз обманывает или фантазирует.

Теперь поговорим о таком моменте: сын или дочка просил конфету, вы по определённым причинам её не дали, и спустя несколько минут обнаружили, что лакомства больше нет на тарелке. Знакомая ситуация, не правда ли? В свою очередь, ребёнок сразу же выдаёт себя своим внешним видом: это он съел сладость, но при этом до последнего доказывает, что это не так. Почему это происходит? Ответ прост: дети в данном случае элементарно боятся наказания за непослушание. Что делаем? Учим детей слушаться взрослых и стараемся меньше применять наказание, чтобы ребёнок не пользовался данным видом лжи.

Часто малыши обманывают из-за того, что не хотят выполнять просьб старшего поколения. Что имеется в виду? Например, юное создание может сказать, что давно собрал игрушки в своей комнате, хотя на самом деле все игрушки раскиданы. Здесь нужно приучать детей к дисциплине, и такой вид обмана пройдёт сам по себе. В данном случае имеет место выполнение детьми просьб взрослых, причём ребята должны понимать, что иначе игнорирование просьб с их стороны будет заканчиваться игнорированием родителей детских просьб, например, провести время на аттракционах. Вообще, само слово дисциплина означает воспитание, а, значит, как родители подойдут к данному вопросу, так и в будущем ребёнок проявит себя со всех сторон.

Подсказки мамам и папам

1. В первую очередь не стоит в присутствии ребёнка обманывать окружающих. Данное поведение с вашей стороны может способствовать в будущем развитию склонности у ребёнка так же обманывать. Ведь мама и папа для маленьких человечков - авторитеты, и, подражая во всём, дети непроизвольно копируют и плохие черты характера.

2. Не наказываем ребёнка за обман. Таких воспитательные действия могут привести к нежелательным последствиям: малыш, решив признаться в том, что обманул вас, побоится наказания. Соответственно, получается замкнутый круг, из которого можно выйти, если объяснить своему чаду всё в доступной форме.

3. Ещё одна причина, из-за которой дети часто врут - это жёсткое воспитание родителей. Имеется в виду на практике приём кнута, который способствует тому, что юное создание, боясь, что мама или папа может явно не погладить его по голове за провинность, в очередной раз соврут. Что делаем? Изменяем тактику воспитания. Никто не говорит о том, что не нужно ребенка воспитывать, просто желательно применять менее жёсткие приёмы и методы. В частности, малыш должен чётко знать, что ему разрешено делать, а что под запретом. Этот аспект очень важен в воспитании детей. Мы, взрослые, позволяя своим юным созданиям всё что угодно, а потом, запрещая, способствуем возникновению как раз обмана со стороны детей. Поэтому родителям изначально необходимо установить определённые рамки поведения, благодаря которым шалунишки смогут где-то сдерживаться и вести себя соответствующим образом. Однако это не означает, что следует полностью брать ребёнка в “ежовые” рукавицы. Такой подход может дать отрицательные результаты. Видя, что мама и папа начали больше ругать, кричать, карапуз начнёт, вполне вероятно, защищаться агрессией и непослушанием. Приводим пример, где чётко изложен выход из вероятной конфликтной ситуации. Ваше чадо с невероятным рвением хочет погулять на улице, но погода явно не подходит для прогулки. Предоставляем сыну или дочке возможность поиграть в домашних условиях. Только эта игра должна заинтересовать малыша, чтобы он не пришёл к вам и вновь не начал требовать к себе внимание. Конечно, детям всегда интересна игра с родителями. Не упустите такой шанс - провести время вместе. Вот такими примерно путями можно изменить в целом тактику подхода к различным вопросам, касающиеся развития и воспитательного процесса.

4. Учитывайте характер вашего родного человечка. Учите малыша строить отношения с окружающими без обмана, показывая это на своём примере.

5. Иногда обман может сочетаться с фантазией, особенно это касается трёхлетних деток. Поэтому, услышав от сына или дочки невероятную историю, учитывайте этот факт.

6. Ещё один пунктик, на который следует, требующий внимания взрослых. Это недооценивание юного создания окружающими. О чём идёт речь? Если школьник среднего звена заявляет вам, что сегодня его хвалили учителя, или он является лидером в классе, а потом выясняется, что это совсем не так, то, конечно, проблема, вполне вероятно, в том, что подросток, на самом деле, застенчив. И он очень хочет хотя бы в глазах родителей выглядеть таким, каким его хотят видеть в семье. Здесь желательно повысить самооценку и воспользоваться помощью психолога.

Надеемся, что данная статья поможет многим родителям разобраться в вопросе детского обмана.

Роль семьи в воспитании малыша

Анна Склярова

Семья - это первичная ячейка общества, которая оказывает большое влияние на развитие и формирование личности ребенка.

Появляясь на свет, малыш не способен отдавать отчет в своих действиях, и поэтому нуждается в помощи родителей. В семье человек проводит очень много времени, и именно семья несет ответственность за то, чему научился ребенок и с каким мировоззрением он выйдет из нее. В семье ребенку родители объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо. Именно в семье формируются правила хорошего поведения, правила этикета. Знание алфавита и письма семья также передает своему юному члену семьи. Всё, что происходит между родителями в семье, ребенок воспринимает как урок жизни и несет это в своей памяти долгое время.



Многие семьи не до конца понимают свою роль в развитии ребенка и поэтому допускают роковые ошибки, которые в дальнейшем могут пагубно сказаться на жизни ребенка и всего общества.

За последнее время участились случаи, когда дети растут в неблагополучных семьях или даже в социально опасных. Такие семьи ничего не могут дать своему ребенку, что ставит под угрозу их звание - родитель. Психологи и социологи борются с сложившейся ситуацией, но искоренить этот недуг могут только сами взрослые. Алкоголизм, наркомания и в последнее время курение не несут воспитательной функции, что и приводит к аморальному воспитанию детей.

Ребенок - чистое существо, которое появляется на свет в результате большой любви. Поэтому одной из главных задач семьи является воспитать ребенка в любви и согласии. Существует три стиля семейного воспитания, которые оказываются значительное влияние на будущую личность.

Первый стиль - это авторитарный. При таком порядке в семье ребенок в некотором роде лишен собственного мнения, так как родители навязывают ему свои взгляды на мир. Вторым стилем является попустический стиль, при котором ребенок предоставлен с малых лет сам себе. Такое отношение к малышу ставит под сомнение любовь родителей. Ведь не с раннего возраста ребенок может здраво мыслить и рассуждать. И, наконец, третий стиль, самый верный и надежный, - демократический. Ребенок рассказывает родителям все свои волнения, переживания и тайны, родители же внимательно выслушивают и предлагают обсудить и принять верное решение. Такие отношения строятся на согласии и доверии двух сторон, что в дальнейшем поможет всем членам семьи держаться сплоченным дружным коллективом.

С ранних лет ребенок должен осознавать, что он нужен родителям, что они в нем нуждаются и что он не последний человек в их жизни. От того, в какой атмосфере воспитан ребенок будет зависеть его дальнейшее поведение в обществе. Если ребенок никогда не знал материнской ласки и не слышал крепкого совета отца, то вряд ли в будущем он будет отзывчивым, спокойным и серьезным человеком. Люди, которые были лишены в детстве внимания, в осознанном возрасте страдают заниженной самооценкой. Особенно, когда встречают друзей, которые полностью поглощены вниманием со стороны родителей.

Уделяя как можно больше внимания и заботы своему малышу в детстве, вы обеспечиваете ему адекватную самооценку в будущем. Ребенок, выращенный в атмосфере любви и гармонии, более предрасположен к суровому миру. Он может здраво принимать решения, вступать в конфликт и знать, как его разрешить. Любимый вами ребенок никогда в будущем не оставит вас одних, а наоборот, постарается наградить вас заботой и любовью, вспомнив ваше отношение к нему в юном возрасте.

Воспитывать детей нужно с первых дней рождения, прививая ему любовь и уважение ко всему окружающему миру и ко всем людям!

Дефицит внимания: как быть?



Сейчас начали все чаще ставить такой диагноз, и первое, о чем бы я попросила родителей - не спешить соглашаться. Как раз прошлым летом занималась с мальчиком, у которого два специалиста подряд зафиксировали ЭТО, а я месяц искала и не нашла. Другое заблуждение состоит в том, что, раз дефицит внимания, то обязательно присутствует гиперактивность.



А это совсем не так, и чаще у девочек, чем у мальчиков. Ты говоришь, а она не слышит… Заметьте, прошу, самые опытные специалисты до сих пор не решили, что это: болезнь или дар, поскольку деточка может находиться в своем мире и решать внутренние важные задачи. Или испытывать скуку в связи с особой одаренностью и, не имея возможности реализовать ее, находиться в стрессовом состоянии, вызванном семейными обстоятельствами: болезнью близких, потерей родителей и др.

Поэтому для постановки диагноза требуется полгода обязательного медицинского наблюдения. По мнению ряда авторитетных специалистов, оно должно производиться на основе клинического осмотра ребенка педиатром и невропатологом с обязательным присутствием психолога.

При этом считается необходимым исследовать вербальный и невербальный интеллект маленького пациента, чтобы оценить специфические индивидуальные качества каждого отдельного ребенка, видеомоторную координацию, способности, уровень эмоционального развития, состояние мозга, центральной нервной системы и т.д.

Кроме того, нужно учитывать мнение психологов, которые считают, что и здоровые дети могут проявлять признаки дефицита внимания. Они вообще различают понятия «внимание» и «внимательность». Внимание - это не что иное, как сосредоточенность психики человека (да и всех высших позвоночных животных), направленная на конкретный предмет, который значим «здесь и сейчас». Оно существует в трех видах:

1 - непроизвольное, возникающее непреднамеренно как ориентировочная реакция, присущее всем людям и преобладающее у детей до пяти - семи лет;

2 - произвольное, наоборот, требует целенаправленных волевых усилий. И складывается из объема, распределенности и устойчивости внимания, его переключаемости, наличия внутреннего плана действий;

3 - постпроизвольное, сдвигающее мотивацию на цель и обеспечивающее изменение действий без значительных волевых усилий.

Предыстория появления термина «дефицит внимания» довольно любопытна, хотя проблема была зафиксирована более 100 лет назад и формулировалась в разное время как «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «минимальное повреждение (дисфункция) мозга», «легкая детская энцефалопатия». Совершенно прав был Б.Д. Шмидт, выступивший в 1975 г. против этого на том основании, что для родителей он просто убийственен. Но термин «дефицит внимания» появился лишь через пять лет в США.

Внимательность же - сложившееся качество личности. Но как его формировать? Во всяком случае, никак не окриками типа «Не отвлекайся!», «Куда уставился!» и т.д. А вот возбуждение интереса к предложенной деятельности (не доводя ребенка до переутомления, разумеется), а также тонкими подсказками вроде: «Давай, только ты закончишь раскрашивать в альбоме листики на дереве, мы с тобой поиграем в интересную игру»; «Посмотри, тебе осталось написать совсем немного»! И т.п. Только непременно все высказывания должны быть в доброжелательной форме.

Хороши также словесные игры, начиная с тех, что попроще («Если отбросить первую букву в слове «спорт», что получится»?), постепенно усложняя такими, где потребуется поменять сначала одну, а потом две буквы в слове, чтобы получить другое - из кошки мышку и др. Речевые упражнения хорошо дополнять внесением двигательных элементов. Так, можно предложить, слушая разные цифры, называемые кем-то из старших, хлопать в ладоши или подпрыгивать, когда прозвучит: «Пять».

Про игру «Да» и «нет» не говорить, белое и черное не называть всем хорошо известно, так что достаточно о ней напомнить как об инструменте развития внимания. Игра «Что изменилось?» тоже довольно популярна: на стол выкладываются 3 - 7 предметов (из игрушек, потом посуды или цветных карточек с изображением животных, растений и т.д.), ребенку предлагается их запомнить, а потом отвернуться (или выйти из комнаты, как удобнее) и спросить, какой вещи не стало. Вариант: предметы меняются местами, тогда и вопрос звучит иначе.

Из самых известных игровых упражнений для развития внимания стоит назвать «Съедобное - несъедобное»: когда водящий бросает мяч игроку, называя любую вещь, а тот его ловит, то в том случае она съедобна. Только заметила, что малышам больше нравится, когда они садятся на пол, а мяч катается. Можно, кстати, и без ведущего обойтись: если участник не ошибся в выборе, он получает право назвать
следующий предмет.

В общем, игровая база обширна, и требуется лишь внимательность самих взрослых для кропотливых и продуманных действий по развитию детского внимания. А каков же прогноз, когда дефицит внимания все же действительно имеет место?

1. Симптомы могут исчезнуть без последствий и, став подростком, человек» перерастает свою проблему;

2. Симптомы могут остаться, но при этом нет признаков развития психопатологии (примерно 50 процентов);

3. Развиваются тяжелые осложнения во взрослом возрасте, включая личностные или антисоциальные изменения, алкоголизм и т.д. В этом случае человека могут преследовать несчастные случаи, разводы, смены места работы и т.д. И такой прогноз случается в случае сочетания дефицита внимания с гиперактивностью.

Автор: Валентина Пономарева
Как отучить "грызуна"



Привычка грызть ногти - одна из неприятных привычек многих малышей, которая иногда остается с ними на всю жизнь. Именно поэтому она заботит большинство родителей и вызывает множество вопросов о том, откуда эта привычка взялась, какие риски для здоровья она несет, ну и, наконец, как можно отучить ребенка от этого сомнительного времяпрепровождения.



К счастью для родителей, привычка грызть ногти редко является симптомом каких-либо серьезных психологических травм, как нередко считается. Да и вероятность занести инфекцию в поврежденный ноготь не так велика, как думают. Для большинства детей это просто один из способов справиться с беспокойством или страхами или успокоиться, когда они чем-то расстроены. Некоторые дети перерастают эту привычку сами, когда научаются справляться с трудностями более «цивилизованным» путем. И очень у многих эта привычка является наследственной. Часто выясняется, что у детей, которые грызут ногти, мама или папа сами, иногда того не замечая, тоже грызут ногти.

Для эффективного решения проблемы важно заметить, в каких обстоятельствах ребенок тянет руку ко рту. Грызет ногти во время просмотра телевизора? Именно в это время его чувства взволнованы, а руки свободны. Это может происходить и тогда, когда ребенку скучно. Вы уже битый час болтаете со своей подругой на пути к детской площадке, а ребенок слушает эту болтовню, ему скучно, и он находит себе занятие в том, чтобы грызть ногти.

Можно ли избавить ребенка от этой привычки?

Как показывают исследования, привычка грызть ногти достигает своего пика в подростковом возрасте, а потом резко сходит на «нет». Только 5% взрослых грызут ногти, хотя среди детей этот процент намного больше. Но если мысль о том, что вам предстоит провести почти десятилетие, наблюдая за грызением ногтей, сводит вас с ума, можете попробовать отучить ребенка от этой привычки следующими методами:

Отвлечение. Как только вы замечаете, что ребенок тянет руку ко рту, постарайтесь чем-нибудь занять эти шаловливые ручонки. Попросите его помочь вам порезать салат, подсуньте коробку паззлов или карандаши с бумагой. Предложите спеть песенку - никто не может петь и одновременно грызть ногти.

Замена. Вместо ногтей можно предложить ребенку погрызть яблоко, морковку, сухое печенье. Этот способ особенно подходит тогда, когда под рукой у заскучавшего или распереживавшегося чада нет игрушек - в очереди в поликлинике, во время похода по магазинам или поездки а транспорте.

Утешение. Маленькие дети используют привычку грызть ногти как способ успокоиться. Если вы выделите чуть больше времени для того, чтобы успокоить и утешить расстроенного или уставшего ребенка, то очень скоро он сам откажется от этой привычки.

Просвещение. Ребенку постарше полезно рассказать о микробах и бактериях, которые живут под ногтями и могут попасть в желудок. Конечно, вряд ли это остановит ребенка от привычки раз и навсегда, но вместе с другими методами наверняка окажет свое влияние.

Сделка. Любое усилие должно вознаграждаться. Обязательно хвалите ребенка и делайте ему маленькие сюрпризы, если ему удается удержаться от этой привычки хотя бы на короткое время. Только не ждите сразу длительного прогресса, скажем, длиной в неделю. Сперва договоритесь с ребенком, что он не будет грызть ногти час, два, полдня, один день. Отказ от привычки должен быть постепенным.

А как насчет патентованных средств?

Сейчас в продаже имеется множество специальных средств, предназначенных как раз для того, чтобы отучить ребенка грызть ногти. Родителей, как правило, очень интересует, насколько они эффективны в решении проблемы. Некоторые из этих средств имеют в своем составе жгучий перец. Когда ребенок грызет ногти, покрытые таким средством, перец попадает в микроскопические ранки, образующиеся при этом, и причиняет боль.

Другие средства содержат специальные безвредные горечи, которые по идее должны отвратить ребенка от этой привычки. Психологи с настороженностью относятся к применению подобных средств, поскольку они могут восприниматься ребенком как наказание. Они рекомендуют отучать от привычки, помогая ребенку, а не заставляя силой. Да и действуют эти средства, как правило, недолго. Ребенок быстро привыкает к горькому вкусу и неприятным ощущениям и все равно продолжает, пусть и морщась от боли или от горечи, грызть ногти, тем самым усугубляя свое психологическое напряжение.
 Автор: Марина Аль-Рабаки

здравый смысл, здоровье, качество жизни, ростки людей, образование, дети, ребенок, воспитание, семейные ценности

Previous post Next post
Up