Плата за страх и за совесть

Jul 11, 2013 13:05

В скором времени (а может, и не очень скором - кто знает?) в нашей области появятся сразу две платные дороги. Одна соединит Гатчину с Нарвой, а вторая - Петербург с Москвой. Вернее - с Великим Новгородом, именно так будет выглядеть «наш» участок дороги, на который уже нет федерального финансирования, и который передается концессионерам.
Московская трасса уже спроектирован и вступает в стадию реализации. Так что в скором времени у экологов, местных жителей и дачников наступит горячая пора драк с ЧОПами и просто нанятыми дорожно-строительными фирмами хулиганами. Все помнят с каким боем и ненавистью «к местным» пробивалась трасса М-11 с другого конца - через Химкинский лес. А практика строительства последних лет (от небоскреба Газпром-Сити на Охтинском мысу до коттеджей в Сиверском парке) показывает, что ни власти, ни корпорации, к сожалению, не учатся на ошибках - ни на чужих, ни на своих.

В том же, что конфликты интересов будут, можно не сомневаться. Частные инвесторы на принципах ГЧП возьмут на себя два участка: четырехполосный (с 543-го по 646-й км) и шестиполосный (с 646-го по 684-й км) суммарной протяженностью 138,8 км. Строительство сдвоенного отрезка по предварительной оценке госкомпании «Автодор» обойдется в 83,1 млрд рублей, а как опять-таки показывает практика десяти последних «тучных лет» распилов и откатов, эту сумму можно смело умножать на десять. На петербургско-новгородском участке предстоит построить 52 моста и путепровода, один тоннель и три транспортных развязки.

По территории Ленобласти трасса пройдет на протяжении всего 75 км и кроме нагрузки на экологию, вряд ли принесет серьезную отдачу как бюджету, так и населению. Отсутствие развязок и съездов роднит скоростную трассу со скоростными же поездами «Сапсан» и «Аллегро»: чтобы воспользоваться ими житель области, даже если он живет в прямой видимости от новой автодороги, должен будет отправиться в Петербург. Ну, или в Новгородскую область. Да и захочет ли кто-то выкладывать 1100-1200 рублей за поездку в Первопрестольную? Изначально, напомню, речь шла всего о 600-700 рублях, теперь же сумма стала сопоставимой с бюджетными билетами на поезд и самолет.

Новые расценки (предполагаемые, напомню - они ведь могут ещё вырасти, да и не раз) озвучил буквально только что на Петербургском международном экономическом форуме председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. От Питера до Великого Новгорода (вернее - до Мясного Бора, где будет построена «новгородская» развязка со съездом на существующую трассу М-10 «Россия») доехать будет, конечно, дешевле.

Вторая платная трасса существует пока даже не на уровне проекта, а всего лишь идеи. О ней впервые публично сообщил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко во время двухсторонней встречи с министром экономики и коммуникаций Эстонии Юханом Партсом, опять-таки состоявшейся в рамках Петербургского экономического форума. Ориентировочная стоимость проекта - 40 млрд рублей (не забываем умножать на десять), включая реконструкцию многострадального моста Дружбы через реку Нарову - пограничного, между эстонской Нарвой и нашим Ивангородом.

У этой трассы предполагаются съезды на Киевское (М-20) и Московское (М-10) шоссе, ведь проект исходит от областной администрации. Однако именно поэтому не планируется вполне логичной в данном случае стыковки с питерским КАДом. А то и с платным же ЗСД - что позволило бы следующим с запада автомобилям мгновенно вылететь на финское направление, замкнув тем самым Балтийское кольцо до строительства тоннеля между Таллином и Хельсинки (а он обещает оставить «за бортом» не только Петербург и Ленобласть, но и восточные районы Эстонии вместе с южными районами Финляндии).

Но увы, петербуржцам (равно как и жителям Выборгского, Приозерского и Всеволожского районов области, к примеру) на пути от Нарвы придется, похоже, пробираться к мегаполису всё в тех же пробках. Которые в случае реализации не менее грандиозного и амбициозного петербургского проекта строительства города-спутника «Южный» обещают стать тотальными и круглосуточными.

Серьезное беспокойство вызывает, конечно, качество предстоящего строительства новых трасс. Все мы помним, с какой помпой открывали чуть ли не каждые 100 метров питерского КАДа - единственной в Российской Федерации дороги, имеющей статус автомагистрали. И вот, буквально через пару лет на ней появляется предательская колея, а некоторые повороты и наклоны, явно построенные с нарушением СНИПов, заставляют горячо и искренне молиться даже самых прожжённых атеистов.

Ещё один повод для волнения - состояние альтернативных дорог. Ни для кого не секрет, что и у знаменитых своим разбитым покрытием (но тем не менее платных!) автодорог Псковщины, ведущих к границам Латвии и Эстонии, если судить по карте, тоже имеется «альтернатива». Которой, впрочем, не спешат пользоваться и самые отчаянные автоэкстремалы.

Так вот, наши граждане живо интересуются: не придут ли в запустение после открытия движения по новым платным автодорогам ныне существующие бесплатные М-10 «Россия» и «Таллинка». Ведь их, по большому счёту, ещё приводить и приводить в порядок. Не говоря уже о «менее значимых» дорогах, которые для жителей расположенных вдоль них деревень и поселков вполне себе «значимые». О них говорить вообще печально, не говоря уже о том, чтобы ежедневно по ним ездить - что на машине, что на автобусе, что на велосипеде.

В общем, у нас пока что платные дороги - сами по себе, страх и ранние седины автомобилистов - сами по себе, а качество строительства - само по себе. А как бы хотелось, чтобы и у нас дороги были если не как в Германии, то хотя бы как в Республике Беларусь. Там, правда, в Витебской области тоже встречаются трассы с битым асфальтом, но платные магистрали, во всяком случае - вне всякой критики. Да и дешевле чем в России, кстати. Но то, как наши соседи построили такие дороги - это уже совсем другая история, начало которой теряется чуть ли не во временах Витовта Великого...

http://www.lotpp.ru/news/biznesa/4862/

Предыдущие материалы автора:

На своей земле

Солнцеворот на разных языках

Рецессия, как и было предсказано
Previous post Next post
Up