Саня остался с нами / Президентские выборы в Белоруссии закончились масштабными акциями протеста

Dec 21, 2010 12:50



Светлана ГАВРИЛИНА, Минск

События, связанные с выборами президента Белоруссии, очевидным образом делятся на два этапа: длительная и, в общем, внешне спокойная избирательная кампания вплоть до завершения голосования - и жесткое противостояние власти и оппозиции в центре Минска, равного которому не доводилось видеть с 1996 - 1997 годов. Почти единодушное, согласно данным ЦИК (79,67%), голосование за Александра Лукашенко с более чем 90-процентной явкой - и десятки тысяч манифестантов, беспрецедентное скопление ОМОНа и войск, задержание пятисот человек, включая большинство кандидатов на пост президента.

На момент написания этого текста события далеки от завершения. Журналисты и наблюдатели, представители власти и оппозиции рассматривают разные версии происшедшего. Поэтому имеет смысл остановиться на непосредственных впечатлениях от трехдневного пребывания в белорусской столице.

Буквально на выходе с вокзала гостей Минска встречали стенды с портретами и листовками всех (!) альтернативных кандидатов. Агитация за них свободно шла до последнего разрешенного законом момента. Из «около официального» многим запомнилась попсовая песня с припевом «Саня останется с нами», которую постоянно крутили многие белорусские FM-радиостанции. Параллельно набирал силу процесс досрочного голосования по городам и весям, и к открытию избирательных участков оказалось, что треть граждан уже сделали свой выбор.

Наиболее «пассивной» в этом плане оказалась столица - здесь досрочно проголосовали чуть больше 20%. Глава ЦИК Лидия Ермошина рассказывала о том, что к ней поступают просьбы от избирателей даже увеличить количество дней, отведенных на «досрочку». В то же время оппозиционные СМИ и интернет-сайты выражали протест против такой формы народного волеизъявления, не без оснований считая, что она предполагает широкий простор для фальсификаций и давления на избирателей.

Сейчас итоги подведены (окончательный результат будет в конце недели, однако, по словам Ермошиной, он не изменится - просто по выборному законодательству сейчас отведен значительно больший срок для подачи жалоб, чем прежде). Жалоб, как говорят в ЦИК, «практически нет». Однако минчане и жители других городов сообщают иные сведения. Например, об исчезновении четырех сотен бюллетеней на 104-м участке Московского района белорусской столицы. Или о случаях, когда испорченные протестными надписями бюллетени оказывались... в стопке за действующего президента.

Второе место, по официальным данным, занял кандидат «против всех» (около 6% голосов). Третье - лидер «Хартии-97» Андрей Санников (во время протестной акции он был задержан) - 2,44%. У остальных «такие низкие проценты, о которых даже не стоит говорить».

Российские наблюдатели отмечали «душевную атмосферу» и неполитизированность выборов (всего два кандидата от политических партий). Вполне благожелательно отзывались о процессе и наблюдатели от ОБСЕ. Ситуация начала обостряться ближе к концу голосования. Стало известно, что оппозиционеры не собираются мириться с поражением и намерены выйти на Октябрьскую площадь перед Дворцом республики (место, где в 2006 году был протестный палаточный городок). По словам многих из них, они понимали, что на этот раз останется прежний президент, однако собирались привлечь внимание европейских наблюдателей к тому, что политические проблемы в стране существуют и «косметический ремонт» режима проведен исключительно для того, чтобы международное сообщество сменило по отношению к Лукашенко гнев на милость.

Возможность силового разгона рассматривалась, но в него многим не очень верилось - все-таки определенные сдвиги в сторону демократизации действительно наблюдались... Люди собирались на площади, появились флаги и транспаранты, число демонстрантов росло в геометрической прогрессии, а в середине площади (где сейчас залит каток) гремела из динамика российская попса и минчане катались на коньках - власть не призывала разойтись ни оппозиционеров, ни конькобежцев, которые теоретически могли пострадать от «опасных экстремистов».

Почему изменился сценарий, пока остается только гадать. Сперва стало известно об избиении кандидата в президенты поэта Владимира Некляева (он был увезен в больницу на «скорой помощи» и там взят под арест). Однако ни на Октябрьской площади, ни в ходе шествия к Дому правительства «силовики» не предпринимали никаких действий.

Драма развернулась позже. Огромная площадь заполнилась народом, который услышал от организаторов акции, что кандидаты в президенты собираются войти в Дом правительства на переговоры. Обстановка была спокойная и скорее веселая, предрождественская - елки, гирлянды, звон колоколов Красного костела... Когда сначала прибыла, а потом ушла колонна спецназа, народ скандировал ей: «Молодцы!» и «Милиция с народом!»

Время от времени демонстранты сами вытаскивали из толпы и прогоняли хулиганистого вида граждан, это сопровождалось призывами в мегафон: не трогать милицию, не совершать противоправных действий. Когда в Доме правительства было разбито стекло, толпа, как утверждают, оттащила двоих провокаторов.

...Спецназ вернулся. К нему присоединились войска. Буквально за несколько минут площадь очистили от основных групп манифестантов: были заполнены автозаки, оставшиеся на свободе - рассеяны. Очень трудно было выбираться из нескольких колец оцепления. Кого-то продолжали хватать в подземном переходе, в боковых улицах, во дворах. Возле костела разбили несколько телекамер.

Ночью прошли обыски в офисах, пожалуй, всех оппозиционных и правозащитных организаций, штаб-квартиры были разгромлены. Помимо кандидатов, арестованных до акции или во время ее проведения, ночью был взят под стражу в собственной квартире кандидат Алесь Михалевич. Такого еще не было в Белоруссии - целая группа кандидатов в президенты стала в одночасье арестованными.

Сейчас СМИ и интернет-блоги полны противоречивых и категоричных оценок. Однако четкий анализ ситуации, пожалуй, будет возможен лишь тогда, когда прояснятся все обстоятельства случившегося. Телевизионные картинки как российских, так и западных телеканалов очень далеки от реальности, из них вообще трудно понять, что же все-таки произошло. Белорусское ТВ цитирует эмоциональные высказывания «простых граждан» (в том числе - оппозиционных), в сердцах обвиняющих лидеров в недостаточной подготовке акции, в том, что они отправили молодежь под дубинки.

Говорят о неудавшихся планах штурма Дома правительства. Единственное, что могу по этому поводу сказать с уверенностью как очевидец событий: штурм действительно был возможен. И необязательно - с кровью и разрушениями. Достаточно было одного слова любого из кандидатов-лидеров. Но это слово не прозвучало. Притом что остальной народ, как говорится, по обыкновению безмолвствовал. В любом случае о том, что случилось в Белоруссии в минувшее воскресенье, стоит задуматься.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10272256@SV_Articles

Беларусь, марш, охранка, Санкт-Петербургские ведомости, выборы

Previous post Next post
Up