В ручном режиме. Вмешательство чиновников в рыночные процессы оплатит потребитель

Jun 14, 2010 16:21

Нам объявлено, что экономический кризис в России закончился. Судя по росту зарплат и цен на недвижимость, коллапс действительно миновал (по крайней мере для некоторых групп населения). Но вот привычка управлять экономикой в ручном режиме у высших чиновников осталась. По сути, в постсоветской системе даже вне кризисов торжествует прежний, административный, подход: у одних отбирают - другим отдают.

Недавно высшие чиновники разбирались с металлургами по поводу завышенных цен на прокат. «Железные бароны» решили было взвинтить цены на свою продукцию на 10 - 30%. Притом что стоимость металла на Руси (как, впрочем, и многого другого) уже была выше среднемировой.

По данным экспертов, цена строительной арматуры в мае составляла 24 - 25 тыс. рублей за тонну (более 800 долларов США), на холоднокатаный стальной лист - 24 - 27 тыс. рублей за тонну (900 долларов), на алюминий в чушках - 66 - 72 тыс. рублей за тонну (около 2,3 тыс. долларов). Для сравнения: в Западной Европе стоимость перечисленных товарных позиций была куда ниже - соответственно, 590, 630 и 1990 долларов за тонну.

В таких случаях принято звать на помощь Федеральную антимонопольную службу (ФАС), хотя именно это ведомство еще до кризиса санкционировало металлургам внутренние цены, превышающие котировки на Лондонской товарно-сырьевой бирже.

Почему же чиновники не заметили этого раньше? Просто потому, что проблема еще не коснулась проектов, в которых политически заинтересовано руководство страны. Реакция последовала лишь после того, как металлурги уведомили отечественных автопроизводителей о предстоящем 22-процентном повышении цен на свой товар. А ведь автопром в целом и АвтоВАЗ в частности - одно из политически важных направлений экономического развития России. Тогда-то «железным баронам» и поставили на вид их «завышенную самооценку».

Или другой пример. В конце прошлого года российское правительство решило сделать доброе дело, избавив восточносибирских нефтяников от экспортной пошлины. Посыл властей понятен: хоть какая-то «труба» должна кормить Дальний Восток. Но вот ведь незадача: ежегодные потери бюджета всей страны от снятия пошлин на экспорт нефти с 22 месторождений оцениваются в 120 млрд рублей. А Россия, хоть официально и вышла из кризиса, но все еще нуждается в деньгах на всевозможные социальные проекты (и не только).

Дыру в федеральном бюджете (именно туда поступают выплаты по экспортным пошлинам) решено заткнуть за счет предприятий других отраслей - металлургов и химиков - путем введения экспортной пошлины на медь, никель и хлористый калий. Новые подати пополнят федеральную казну на 25 млрд рублей в год, откуда брать оставшиеся 95 млрд рублей - неизвестно.

А ведь еще в прошлом году правительство отменило экспортные пошлины на медь и никель - для поддержки отечественного производителя на «просевших» мировых рынках. Вот и получается, что господдержка - явление временное и весьма противоречивое.

Как в одном, так и в другом случае обывателям от подобного «ручного управления» народным хозяйством не легче: в целом металл будет дорожать, ведь растут спрос и цены на него на мировых рынках, равно как и стоимость электроэнергии и транспортные тарифы. Налоговое бремя переложат на другие отрасли. Кто-то найдет работу на Дальнем Востоке, кто-то потеряет ее на химкомбинате в европейской части страны.

И все же есть экономические сферы, где государству - заступнику своих граждан-потребителей - надлежит «держать ухо востро». Например, жизнедеятельность естественных монополий и реальный контроль ценообразования на их продукты.

Что же мы видим? За 2000 - 2009 годы тарифы на перевозку грузов по железной дороге выросли в 5,2 раза, на газ для промышленных потребителей - в 5,8 раза, по услугам ЖКХ - более чем в 9,3 раза. Это ведет к росту себестоимости продукции всех отраслей промышленности, заставляя предпринимателей увеличивать цены товаров народного потребления.

В результате в нашей «энергетической сверхдержаве» бензин на 11% дороже американского. Зарплаты при этом ниже в несколько раз. Аналогичная картина прослеживается с продуктами питания, лекарствами, одеждой и обувью, бытовой техникой и компьютерами.

При столь высоких внутренних ценах на сырье в народном хозяйстве не создано действенных механизмов по эффективному его использованию. В итоге для производства внутреннего валового продукта (ВВП) на 1 доллар США нашей экономике нужно в 2,7 раза больше энергоносителей и в 3,1 раза больше металла, чем европейской. На строительство одного жилого «квадрата» мы тратим в 1,8 раза больше бетона и в 2,2 раза больше арматуры, чем в странах ЕС.

Для сравнения: посткризисный рост экономики Южной Кореи, Бразилии, Малайзии и Китая обеспечен тем обстоятельством, что внутренние цены на базовые товары были ниже мировых в 1,5 - 3 раза.

Российская экономика развивается по другим, «суверенным», законам. Если в 2002 году лишь 40% российских предприятий ежеквартально отмечали рост себестоимости продукции, то в 2007 году таковых стало уже более 85%. Что будет в 2011 году, когда запланирован 18-процентный рост цен на товары естественных монополий и либерализация тарифов на электроэнергию, можно легко представить.

Не этого ждем мы от «ручного государственного заступничества» в экономической сфере. Держать в узде цены монополистов - вот процесс, который неплохо было бы регулировать в оперативном режиме, и не только по отношению к избранным компаниям. Иначе российская экономика не перейдет на путь устойчивого развития - а там, кто его знает, вдруг кризисная опухоль мировой экономики даст метастазы?

Александр ВЕРТЯЧИХ, "Санкт-Петербургские ведомости"
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10267037@SV_Articles

Санкт-Петербургские ведомости

Previous post Next post
Up