28.08.08 г. мы проснулись в Амстердаме, но далеко не сразу, потому что высокоинтеллектуальные беседы, рождённые амстердамскими сигаретами, наутро сказались на нас ватностью тел и размягчённым мозгом. Технически мы к посещению Амстердама не подготовились (знаю, что лохи) и оборудование из дому не прихватили, поэтому нам оставалось покупать только готовые к употреблению изделия, не требующие дополнительного обслуживания. Ну, так мы и тут лоханулись, т.к. пытались купить просто так, без названий, объясняя что хотим на пальцах. Гениальная и светлая идея попросить квалифицированной смс-помощи общения с голландцами у знатока мне пришла только на второй день, но было уже поздно, т.к. на третью ночь мы не остались (а были и такие варианты) и воспользоваться полученной секретной информацией не смогли. Ну ничего, значит вонючка скунс и белая вдова ожидают нашего следующего прибытия в Нидерланды.
Так вот, может виной был товар «туристического качества», который я употребляла с большим трудом по причине моего полного табаконекурения (а табака там было процентов 60), может нет, но короче наутро чувствовали мы себя полными овощами. А овощами нам с Васо чувствовать себя было никак нельзя, потому что это был не просто день. Это была годовщина нашей свадьбы. Первая, между прочим. И встретили мы ещё вот с таким заметным отпечатком о приятном вечернем времяпрепровождении на лицах.
Хотя мы-то ещё ничего, а вот Юля с Андреем раскачались только к вечеру, причём Юля красочно рассказывала, что с утра отказалась от предложения принести ей сэндвич просто потому, что не смогла вспомнить, что такое сэндвич. Слово, говорит, знакомое, а что оно обозначает никак было не понять, вроде еда, хотя может и нет…
В общем, мы собрали волю в кулак и пошли гулять.
Чтобы не напрягать размягчённый мозг, борясь со схемами общественного транспорта, в центр мы пошли пешком по навигатору. А найдя симпатичное кафе на перекрёстке, плюхнулись там на веранде за столик и проовощили за кофе и завтраком пару часов, разглядывая прохожих и вникая в суть города. А перекрёсток, на котором мы устроились, был довольно оживлённый и к этому располагал: не на окраине, но ещё и не в центре, жилой квартал, берег канала. Люди занимаются своими делами, заходят попить кофе или пива, несут покупки, садовник пересаживает цветы в кадках и на клумбе рядом с баром - кусочек обычной жизни.
Но самым удивительным для нас оказалось то, что это был не только перекрёсток дорог для машин и велосипедов, но и перекрёсток с судоходным каналом, у которого тоже был свой светофор.
Первый раз звон шлагбаумов раздался, когда мы ещё только допивали свою первую чашку кофе. Шлагбаумы кстати там отдельные для машин и отдельные для пешеходов-велосипедистов. Так вот, раздался звон, опустились шлагбаумы, и мост стал подниматься, пропуская судёнышко:
После того как оно прошло, мост опустился, шлагбаумы поднялись и движение на дороге возобновилось. И так приблизительно раз в 20 минут, при приближении каждого кораблика или яхты, или баржи светофор переключался, всё звенело, движение останавливалось и мост поднимался. Необычное зрелище. Сначала мы не поняли, как это мост заранее знает, когда ему подниматься, строили теории на тему расположения вдоль берега фотоэлементов (ну, укурыши, что с них взять), а потом увидели и сообразили, что в специальной высокой будке типа манифеста (а вернее КДП) сидит специально-обученный дядька (или тётька), видит корабль заранее и жмёт на кнопку, переключая светофор.
После второй чашки кофе мы заказали там же по пиву, и только после пива решились продолжить наше путешествие. Как вы думаете, что может скрываться за очередным домом вот такой вот улицы, не во дворе нет, а прямо вот так, в порядке очерёдности домов?
Правильно! Конюшня!
Говорю же, Амстердам - это странный город (для человека с несмещённой насильно точкой сборки)))))
Добравшись таки до центра, затарились в кондитерской сладостями, получив истинное удовльствие от копания совком во множестве ячеек. Особенно понравились натурально металлические леденцы типа "шарики от подшипников", коими по возвращению была отлично разыграна васина мама, а также мармелад в виде чёрных членов с яйцами, но маремелад мы не взяли, т.к. он из лакрицы, а лакрица нам как-то на вкус не особо... короче дураки, надо было брать, раздали бы как сувениры.
Ну, собсно так с кульком мы дальше и шлялись, периодически к нему прикладываясь.
Посетили рынок сувениров, запаслись очередным количеством магнитов и продолжили пятьюшествие, разглядывая кривые амстердамские дома, и диковинные амстердамские велосипеды и полумашинки.
Про полумашинки разговор особый. Сначала я думала, что это электромобильчики, потом Васо предположил, что это инвалидные машинки, но оказалось, что это вполне обычные бензиновые тачки, только размером маленькие (смарт - просто камаз рядом с ними). Машинкам этим кстати разрешено ездить по велосипедным дорожкам. Т.е. хочешь чеши вместе со всеми, как взрослый, а хочешь - дуй с велосипедами.
Вот оно, чудо, на велосипедной дорожке.
А вот на проезжей части:
Голландские велосипедисты - это такая уже притча во языцах, что я даже и не знаю, стоит тут говорить про них или нет. Коротко говоря - это короли города, всё движение учитывает в первую очередь их потребности, и по правилам у них перед всеми преимущество. Велосипед у них друг и член семьи, не фитнес и не спорт, а такой же естественный способ передвижения как и на своих двоих, и даже более естественный. Ездят все: старики, дети, бизнесмены, многодетные мамаши со всем своим детсадом. Ездят на всём, что только может ехать, и количество ржавчины на раме - это только причина уважать возраст друга, а не причина купить нового. Совсем вышедшие из строя велосипеды жители бережно хоронят в каналах согласно древней традиции, за что нещадно бывают штрафуемы властями.
И с тротуара попробуй только ногу поставь на велосипедную дорожку - тут же зверски оббибикают, не снижая скорости. Ездят они с самого детства и делают это виртуозно. Но движение настолько интенсивное, что нам с Васо даже ДТП велосипедное лицезреть удалось: участинки правда удержали равновесие, но поругавшись и разъехавшись, ещё долго друг на друга недобро оглядывались.
А кстати про равновесие это тоже отдельная тема. Велосипедист, который едет, держа в одной руке раскрытую газету, которую читает, а в другой - сотовый телефон, по которому разговаривает, - это нормальная городская картина. А перевозка детей и собак вообще песня. Если ребёнок совсем маленький, сзади велика прицепляется домик на колёсиках с люлькой внутри, а если ребёнок повзрослее (года 3-4), или их несколько, то спереди велосипеда крепится специальная деревянная тачка, типа дачной, с деревянными же скамейками и маленькой калиткой спереди. И они так нормально там кучей сидят, мамаша крутит педали, трындит по телефону и едет себе куда надо. Про размер их икроножных мышц я даже думать не хочу.
Вообще у нас изначально была даже мысль взять на прокат велики, приобщиться, так сказать, к культуре, но от идеи этой пришлось отказаться по причине всё той же "вялости тел".
Поэтому мы шлялись пешком, заходили в магазинчики с амстерадмскими же изделиями (вроде тех, что мы не взяли из дому), но ничего не купили, не потому что не понравилось, а потому что сначала не смогли выбрать (тупицы), а потом не смогли к этому магазину вернуться.
Нагляделись на амстердамские уличные столбики с тремя иксами, обозначающими три беды Амстердама: чуму, наводнения и войны. Вообще у них везде эти три икса, даже на шумоизоляционных щитах на автостраде в черте города и то нарисованы, а уж про отели и магазины я просто молчу.
Ближе к вечеру смотались в отель, переодеться. Добирались уже с помощью трамвая. Туда ехали быстро и весело. Кондуктор, который сидит у них в середине трамвая в специально огороженой будке, попался очень задорный: он не просто объявлял остановки, а подробно рассказывал о достопримечательностях города, находящихся на каждой из них, жалко что мы по-голландски ни бум-бум и понимали только слова типа «ван гог», «музей» и т.п. И кстати, не найдя сдачи с нашей не особо и крупной бумажки, он не стал нас отправлять к водителю, у которого вторая касса, или пытаться разобраться ещё как-либо, а просто сказал расслабляться и ехать, мол всё ОК, наслаждайтесь.
Но это по дороге туда, а вот по дороге обратно, в центр, нас ожидал сюрприз. Вследствие узких улиц трамвайные пути в центре Амстердама лежат только в одну полосу и расходятся на двое лишь на площадях и остановках. Вечером, когда движение наиболее интенсивное, на остановках скапливается по 5 трамваев, т.к. они пропускают трамваи, скопившиеся перед этим в другую сторону, а потом те пропускают этих и так далее. Образуются трамвайные пробки. Странный, странный город, чего и говорить.
Когда стемнело пошли уже вчетвером с оклемавшимися товарищами бродить в квартал красных фонарей.
Квартал Васику не понравился, говорит, что симпатичных очень мало девушек, смотреть не на что. Но я думаю, что просто раньше приходить надо))))). Половина шторок была уже задёрнута, когда мы там шастали. Постояли на набережной напротив одной витрины, докурили остатки, посмотрели, как работают девушки, как торгуются, как ругаются на жадных клиентов, выпихивая их за дверь с матюками. Рядом с нами кучка афроголландцев шепотом предлагала что-то купить у них всем проходящим, посовещавшись, мы решили, что кокаин, героин и маленькие восьмилетние мальчики нас не интересуют, и отправились спать.