Интересная статья о Живой Этике

Nov 07, 2007 23:08

Конец истории или новая картина мира.

Эссе Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?», принесшее его автору, высокопоставленному чиновнику Госдепартамента США всемирную известность, до сих пор привлекает умы продвинутых западных интеллектуалов.
Стремительное ниспровержение марксистско-ленинской идеологии и еще более стремительный распад социалистического лагеря были шоком, как для политиков, так и для простых, не искушенных в прогнозах, граждан. Тем не менее, построения Фукуямы легли на хорошо подготовленную культурную почву, непринужденно вписавшись в контекст дискуссий о «постмодерне» и «постистории».
Согласно Фукуяме, в современном мире место борьбы за лидерство одной из систем заняла борьба за более эффективное удовлетворение человеческих потребностей. Согласно его представлениям теперь предметом спора стали не моральные ценности, а экономическая эффективность. Антагонизм систем сменился конкуренцией внутри consume society (общества потребления). Движения прекратилось. Новые качества более невозможны в принципе - есть лишь количественный рост уже существующих. Таков его вывод.
Прошло более десяти лет, как было опубликовано это знаменательное эссе, но ситуация в мире нисколько не изменилась. Цивилизационный кризис описанный западным ученым все более усиливается. Об этом говорят многие современные процессы: глобализация, экологические проблемы, моральная деградация общества… Правильно описав симптомы болезни общества, он, тем не менее, не сумел поставить правильный диагноз заболевания.



Несостоявшийся ренессанс

Справедливости ради стоит сказать, что не только Фукуяма, но и ряд других западных философов еще задолго до этого предрекали гибель Западному миру. Это Освальд Шпенглер и его «Закат Европы», где красной нитью проходит мысль о том, что переход от культуры к цивилизации, который преживает Европа, есть переход от героических деяний к механической работе, от творчества к бесплодию. Эту же мысль можно встретить в исследованиях Мишеля Фуко, Эриха Фромм, Мартина Хайдеггера и многих других западных интеллектуаллов, чьи работы пронизаны ощущением острейшего кризиса мировой культуры.
О том же писал Николай Бердяев: «…То что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой огромной космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового ” (Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. С.414).
Предчувствие конца старого мира и рождение новой жизни, иного более совершенного миропорядка свойственно многочисленной плеяде представителей российских поэтов (А.Блок, Н.Гумилев, Ю.Балтрушайтис…), философов (В.Соловьев, Н.Бердяев, А.Флоренский…), художников (А.Бенуа, Н.Чюрленис, Бакст, Н.Рерих…), композиторов (Н.Скрябин …). Этот период, получивший название Серебрянного века российской истории, дал миру гениальных пророков и провидцев, он же знаменовал кульминацию творческих достижений, в самых разных сферах человеческой деятельности и в первую очередь в пространстве искусства того времени. Все говорило о наступлении эпохи ренесанса. Но история выбрала иную драматургию событий. Духовный взлет потерпел фиаско в противоборстве с социальными процессами, набиравшими в то время все большую силу.
В итоге на рубеже 80-90-х годов произошел тотальный слом (разбалансировка) мировых процессов. Многие западные ученые сходятся сегодня на том, что мужественной реакцией на происшедшее было бы признание наукой, что современный взгляд на мир устарел и требует смены парадигм. Но, такого мужества у интеллектуалов не нашлось.
Зато человеку был предложен богатый выбор удовольствий, провозглашена свобода инстинктов, моральный релятивизм... Пророчество Достоевского из «Легенды о Великом инквизиторе» сбылось. Добро, Истина, Красота, общечеловеческие ценности стали анахронизмом, одеждой из бабушкиного сундука… Теперь истиной владел тот у кого были власть и деньги - у кого их больше, тот и прав, а о нравственности пусть рассуждают поэты и лузеры.
Все эти исторические сюжеты могли бы показаться своеобразной событийной мозаикой, никак несвязанными друг с другом эпизодами культурной и общественной жизни, если бы не одно обстоятельство…

Живая Этика - философская доктрина будущего

Именно в это время (двадцатые годы прошлого столетия) известный русский художник - Николай Константинович Рерих и его жена - Елена Ивановна Рерих, начинают публикацию серии книг, содержащих новую философскую систему, получившую название Живая Этика (Агни Йога). В них излагалась новая мировоззренческая доктрина, содержащая принципиально новый взгляд на мир и место человека в нем. Базируясь на нравственном общечеловеческом фундаменте, на высших этических ценностях, новое мировоззрение раздвигало горизонты существовавших представлений о мире, вводило человека в мир одухотворенного Космоса, в пространство высших смыслов и целей жизни.
Вся та мозаика событий, о которых шла речь выше, становилась понятной и объяснимой, ложилась в стройную канву закономерных планетарных процессов. Планета и человечество, согласно новым представлениям, находились на пороге глобальных мировых событий. Цивилизационный кризис, который оно переживало был обусловлен завершением определенного культурно-исторического этапа, через который проходила эволюция планеты. Особенности этих процессов изложены в книгах Живой Этики притчевым, поэтическим языком. Ощущщение высокого нравственного напряжения, духовных прозрений, открывающихся истин и первооснов бытия, сочетаются со стилем научного исследования и беспристрастного исторического анализа. Многоплановость и глубина мысли позволяют читателю воспринимать текст ровно настолько, насколько позволяет его сознание.

Энергетическое сердце культурно-исторических процессов.

Согласно концепции Живой Этики кризисные события, которые все более остро начинали о себе заявлять, были вызваны мощнейшим кризисом культуры, которая является важнейшей частью человеческого бытия, стержнем вокруг которого происходит эволюция и становление самого человека. В этих книгах звучала мысль, что непонимание определяющего значения культуры в жизни людей чревато многими бедствиями экономического, социального, экологического и др. характера. Новое понимание культуры говорило о том, что она представляет собой форму организации духа на нашей планете, энергетическое сердце глобальных культурно-исторических процессов. Именно в культурном пространстве формируются такие глубинные, фундаментальные механизмы эволюции человечества, которые, невидимыми, но мощнейшими рычагами управляют меняющимися экономическими, политическими, социальными формациями. Из явления достаточно абстрактного культура становится понятием чрезвычайно практичным. Из категории второстепенной она переходит в разряд проблем не только национальной, но и глобальной планетарной безопасности.

Испытание культурой

Заслуживают более пристального внимания и те современные исследования, которые формируют более целостное представление об эволюции нашей планеты и Космоса. Согласно их результатам Земля в настоящее время проходит критический отрезок своей истории. Современный период - это, по сути, ступень исторической судьбы человечества.
Главной его особенностью является необходимость повышения общей энергетики планеты. Труды восточных философов, современные научные разработки, прогнозы из различных областей знаний, свидетельствуют о высоких космических энергиях, которые, приближаются к планете. Выполнить свою позитивную роль они могут лишь соприкоснушись с культурным полем планеты, в котором сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для их восприятия. Именно это обуславливает необходимость повышения общей энергетики Земли, которая создается культурой как явлением, формирующим высокие образы, высокие мысли, высокие чувства. Люди - носители этих образов - становятся источниками более мощных (более тонких) энергий, а совокупное значение всего поля тем сильнее, чем больше сознаний, в которых есть место высокому, нравственному, духовно значимому.
Если этого не произойдет и культурное поле планеты не изменит своего потенциала - нас ожидают невеселые времена катастроф, разгула стихий, техногенных, природных и прочих бедствий. Такие тенденции видны сегодня, что называется, невооруженным глазом. Однако, то ли наша беспечность, то ли узость мышления, то ли фантастичность сюжета, чрезмерная для обыденного сознания, не позволяют трезво и объективно проанализировать происходящее.
Уже сегодня мы являемся свидетелями многих новых болезней, экологических проблем, которые с каждым годом становятся все острее. Климат планеты можно сравнить с лихорадкой больного организма, а темп современной жизни настолько возрос, что мы сами еле успеваем за происходящими событиями… Кризис социальный, экономический, политический, техногенный… Все сферы планетной жизни напряжены до предела. Все это, а также многое другое находит свое объяснение в философской доктрине Живой Этики.

Расширение сознания и воспитание сердца.

Более того, Агни Йога дает четкую мировоззренческую концепцию развития человека, общества, планетарного сообщества людей в целом. В рамках этой философской системы происходит синтез научной мысли, религиозного опыта человечества, искусства. Показательно и то, что Живая Этика заменяет религиозный культ сознательной и научно-осмысленной этикой. В кратких и емких философских формулах раскрывается будущая картина эволюции планеты, снимаются многие противоречия, не находящие объяснения в рамках современной картины мира.
Духовное преображение человека через расширение его сознания, повышение нравственных потенций и утончения его материи - важнейшая эволюционная цель, завершающая очередной этап в развитии человечества. Эта задача имеет и другую грань - воспитание сердца. Именно сердце, где сосредоточено духовное сознание человека, осеняет своей благодатной энергетикой любой вид деятельности, является нравственным камертоном поступков, мотивов и высших устремлений человека.

Красота, как движущая сила Вселенной

Одним из центральных понятий Живой Этики является Красота. Представляя собой универсальную космическую категорию, присущую всему мирозданию, она выступает одним из главных признаков его эволюционного развития. Своей высокой энергетикой красота преображает человека в новую одухотворенную и творческую личность.
В одной из книг Живой Этики сказано: «…Задача Нового Мира - пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик Красоты». Красота - это главный отличительный признак, разделяющий отживающие явления от нарождающихся. Красота выстраивает эту реальность, задает ей ту ноту, на которую будет звучать мир в процессе своей эволюции.
Красота - это великая категория, обнимающая и пронизывающая собой все мироздание, один из самых уникальных и безусловных критериев эволюционной силы любого явления.
«В основе всего прекрасного, что создано рукой человека, лежит мысль, озаренная Красотою. С нее и начинается служение Красоте», говорится в одной из книг написанных одним из последователей Живой Этики.
Эстетическое начало играло роль критерия и в точных науках. И. Кант в свое время говорил, что знания, будучи поучительными, должны быть еще и прекрасными. Известны слова Поля Дирака, который писал, что теория, если она правильна, должна быть красивой. Основная мощь теории Эйнштейна, по его мнению, в ее исключительной математической красоте. По утверждению А.Пуанкаре в нас сидит некий «эстетический сторож», который уже в самом начале зарождения идей отмечает отсутствие красоты в их математическом решении. Определение «красивая формула» давно обрело свое почетное место в ряду терминов, характеризующих безупречное научное исследование. Примером может быть формула разложения в ряд Г.В.Лейбница, уравнение Максвелла, формула гравитации Эйнштейна и т.д. «Красота - концентрат истины», так определил ее значение Леонид Леонов
Многие философы отводили красоте решающее значение в становлении мира и человека. Так Е.Н.Трубецкой писал: «Красота - не субъективный мираж нашего воображения, а объективная мировая цель. Из этого следует, что задача, не исполнимая средствами физической жизни, должна быть исполнена средствами человеческого творчества».
«Красота дается как канва, на которой ткется узор духа. На красоте строить -значит окружать себя Светом. Через Красоту имеете свет. Красота мысли! Что может быть созвучнее сферам высшим!» (Грани Агни Йоги. Т.1. Дек.14)
Видимо, не случайна в этом контексте и фраза Ф.М.Достовского о Красоте, которая призвана спасти мир. Но для этого сам этот мир должен спасти Красоту. «Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых пришельцев!». Так сказано о Красоте в одной из книг Живой Этики.

Профетическая роль искусства.

Трудно переоценить и роль искусства, которое является одной из форм духовно-практического освоения мира. Живая Этика отводит искусству решающую роль. Ее авторы утверждают, что расцвет страны начинается с расцвета искусства, упадок - с упадка искусства. И пока не будет понята его определяющая роль, до тех пор нам не будут ясны движущие силы исторического процесса.
О профетической роли искусства говорил и Павел Флоренский, указывая на вырождение этой важнейшей составляющей жизни в наши дни: “… духовное вытесняется плотским, истина - домыслами, созерцание рассудочностью, непосредственность святости - условностью.
Смутное время в искусстве определенно предуказывается более чем за полвека вперед, и разрушение государства произошло, когда духовная жизнь утратила свою организующую силу”.

автор Борис Корженьянц

серебряный век, философия, литература, Агни Йога, красота, живая этика, искусство

Previous post Next post
Up