Репрессии против духовенства в 1918 году в документах. Часть 2.

Feb 02, 2009 19:20

1. Воззвание Поместного Собора РПЦ по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести, 27 января 1918 года.

http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.t.tychon01_003
Воззваніе Священнаго Собора Православной Русской Церкви.
Православные христіане! Отъ вѣка неслыханное творится у насъ на Руси Святой. Люди, ставшіе у власти и назвавшіе себя народными комиссарами, сами чуждые христіанской, а нѣкоторые изъ нихъ и всякой вѣры, издáли декретъ (законъ), названный ими «о свободѣ совѣсти», а на самомъ дѣлѣ устанавливающій полное насиліе надъ совѣстью вѣрующихъ.

По этому закону, если онъ будетъ приводиться, какъ мѣстами и приводится уже въ исполненіе, всѣ храмы Божіи, съ ихъ святымъ достояніемъ, могутъ быть у насъ отняты, ризы съ чудотворныхъ иконъ станутъ снимать, священные сосуды перельютъ на деньги или обратятъ во что угодно, колокольный звонъ тогда смолкнетъ, святыя таинства совершаться не будутъ, покойники будутъ зарываться въ землю не отпѣтыми по церковному, какъ и сдѣлано это въ Москвѣ и Петроградѣ, на кладбища православныя понесутъ хоронить кого угодно. Было ли когда послѣ крещенія Руси у насъ что-нибудь подобное? Никогда не бывало. Даже татары больше уважали нашу святую вѣру, чѣмъ наши теперешніе законодатели. Доселѣ Русь звалась Святою, а теперь хотятъ сдѣлать ее поганою.

И слыхано ли, чтобы дѣлами церковными управляли люди безбожные, не русскіе и не православные? По приказу, подписанному неправославною женщиною, на святую Александро-Невскую лавру въ Петроградѣ, какъ на какой-то вражескій лагерь, наѣхали вооруженные люди и произвели неслыханное безчинство и даже убили священника (о. Петра Скипетрова), желавшаго вразумить словами обезумѣвшихъ людей. И совсѣмъ захватили бы эту святыню, если бы народъ не защитилъ ее, - безъ оружія, только своею грудью, воплями и рыданіями.

И по другимъ мѣстамъ происходитъ и, навѣрное, еще будетъ происходить подобное поруганіе святыни и попытки ограбить ее, ибо корысть къ наживѣ способна на всякое зло.

Объединяйтесь же православные, около своихъ храмовъ и пастырей, объединяйтесь всѣ - и мужчины и женщины и старые и малые - составляйте союзы для защиты завѣтныхъ святынь. Эти святыни - ваше достояніе. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божіи и посвятили это имущество Богу. Священнослужители - при нихъ только духовная стража, которой святыня эта ввѣрена на храненіе. Но пришло время, когда и вы, православные, должны обратиться въ неусыпныхъ ея стражей и защитниковъ, ибо «правители народные» хотятъ отнять у православнаго народа это Божіе достояніе, даже не спрашивая васъ, какъ вы къ этому относитесь. Оберегайте же и защищайте вѣками созданное лучшее украшеніе земли Русской - храмы Божіи, не попустите перейти имъ въ дерзкія и нечистыя руки невѣрующихъ, не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству. Если бы это совершилось, то вѣдь Русь святая, православная, обратилась бы въ землю антихристову, въ пустыню духовную, въ которой смерть лучше жизни. Громко заявляйте всѣмъ забывшимъ Бога и совѣсть и на дѣлѣ показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовнаго святѣйшаго патріарха Тихона. Въ особомъ посланіи онъ зоветъ васъ послѣдовать за собою, итти на подвигъ страданія въ защиту святынь, повинуясь гласу апостола: Вамъ дано ради Христа не только вѣровать въ Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 29). Лучше кровь свою пролить и удостоиться вѣнца мученическаго, чѣмъ допустить вѣру православную врагамъ на поруганіе.

Мужайся же, Русь святая. Иди на свою Голгоѳу. Съ тобою крестъ святой, оружіе непобѣдимое. На помощь тебѣ притекутъ невидимо: Матерь Божія, Пресвятая Богородица, - Стѣна Нерушимая, Заступница Усердная рода христіанскаго, умягчающая сердца всѣхъ злыхъ людей. Съ тобою воинства небесныя, ревнители славы Божіей. Съ тобою всѣ святые, вмѣстѣ съ псалмопѣвцемъ Давидомъ, сладкозвучно воспѣвшимъ красоту селенія славы Божіей, взывающе: Господи, ревность о домѣ Твоемъ снѣдаетъ насъ (Псал. 68, 10). А глава Церкви - Христосъ Спаситель вѣщаетъ каждому изъ насъ: Буди вѣренъ до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота (Апок. 2, 10).

Источникъ: Посланіе Святѣйшаго Тихона, Патріарха всея Россіи. // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. - Сергіевъ Посадъ: «Типографія И. И. Иванова». - 1918. - Томъ I. - Январь-Февраль. - С. 76-78. (Ос. пагин.)

2. Информационные сводки ВЧК

http://www.infanata.org/society/history/1146102688-sovetskaja-derevnja-glazami-vchk-ogpu-nkvd.-tom-1.html
http://lib.rus.ec/b/123470
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД: 1918-1922. Т. 1 / ИРИ РАН; ЦА ФСБ России. - М., 2000. - С. 34

Л.Борисова, В.Виноградов, А.Ивницкий, В.Кондрашин. Информационные материалы ВЧК-ОГПУ за 1918-1922 гг. как исторический источник

многие из сельских священников принимали участие в крестьянских восстаниях, причем не только в качестве рядовых участников, но и руководителей. Монастыри, церкви и церковные помещения нередко становились местами хранения оружия антисоветских организаций, убежищем для их членов. Многие священники вели активную агитацию, скрытую или явную, против советской власти, устраивали панихиды по последним русским царям, призывали к восстановлению монархии. Советскую власть они считали порождением антихриста и поэтому незаконной. Главная причина подобной позиции духовенства заключалась в политике советской власти по отношению к церкви. В большинстве своем сельские священники крайне негативно отнеслись к декретам большевиков о свободе совести и вероисповеданий и об отделении церкви от государства и школы от церкви. Их недовольство вызвала аграрная и продовольственная политика советской власти, так же как и упомянутые выше декреты, подрывающие основы их материального благосостояния. Данная тема постоянно звучала в антисоветских проповедях и агитации духовенства

«№ 13
Из информационного листка» № 25
23 февраля 1918 г.
Новгород. Крестьянский съезд избрал комитет в помощь губернскому комитету. Две трети большевиков... В уездах и волостях земство упраздняется и создаются Советы. На купцов наложен налог в 300 тыс. руб. В городах и волостях духовенство и монахи ведут сильную агитацию против Советской власти, в храмах устраивают митинги.»

«№ 32 Из бюллетеня ВЧК~2 августа 1918 г.*
Гжатская чрезвычайная комиссия

Поводом к выступлению буржуазии и духовенства послужило распоряжение земельного отдела о предоставлении бедноте сенокоса из монастырской дачи. Видное участие в этом выступлении принимал настоятель монастыря. Им удалось прогнать бедноту и распределить луг между собой и населением соседней деревни. Когда прибыл отряд из Гжатска арестовывать подстрекателей и настоятеля, монахи ударили в набат, со стороны монастыря раздались выстрелы. При обыске в кельях были найдены: браунинг, револьвер, ружье, пачка патронов, самогонка и 30 фунтов сала и обнаружен пролом стены для выходов монахов после закрытия ворот»

«№ 41
Из бюллетеня ВЧК._
24 сентября 1918 г. Егорьевская уездная ЧК
Отстранила от должности священника Карякина с. Макшеева и выслала его в Рязань, в Спасский монастырь, для отбывания трехлет¬него монастырского заключения. Среди своей паствы Карякин вел контрреволюционную агитацию, призывая граждан объединиться для борьбы с Советской властью.

Козельская уездная ЧК
В уезде стали наблюдаться самовольные захваты экономического хлеба, который был убран Советами совместно с комитетами бедноты, таких случаев в уезде три: в Дешевской, Губинской и Костешовской вол. Выяснилось, что кулаки и попы повели среди обывателей пропаганду с целью дискредитировать и навредить хотя бы этим Советской власти. Чрезвычайной комиссией приняты соответствующие меры.»

«№ 44
Из бюллетеня ВЧК...
6 декабря 1918 г.
...В иногородний отдел ВЧК поступило следствие* о последнем кулацком движении в Тверской губ. Следствием установлено руководство восстанием местных священников.»

«№ 45
Доклад сотрудника ВЧК Л.Заковского о поездке в Саратов
Ранее 22 сентября 1918 г.*
В Саратовской губ. вспыхнуло кулацкое восстание в немецких колониях56. Белогвардейцы, пользуясь объявленной мобилизацией, подняли восстание, разогнали и расстреливали сельские Советы и деревенскую бедноту.
Особая следственная комиссия во главе вооруженного отряда отправилась на усмирение кулаков 12 сел. Отряд разоружил деревни, восстановил разогнанные Советы, переизбрал их и наложил контрибуцию исключительно на кулаков в пользу убитых семейств бедняков, фонда комиссариата призрения, на устройство школ и больниц, где таковых не было, и на голодающих детей Москвы и Петрограда. Главным образом от кулацкого восстания пострадали русские деревушки, находящиеся среди немецких колоний. В одной из них, Таповке, кулаками были расстреляны 19 бедняков и около 150 приговорены к расстрелу.
При нашем появлении бедняки принимали деятельное участие в отыскании виновных.
Усмирение кулацкого восстания продолжалось восемь дней. Были расстреляны 36 человек, среди них три бывших офицера, поп, принимавший деятельное участие в восстании»

Из того же источника несколько примеров за 1919 год.

«№ 112
Из сводки войск Внутренней охраны Республики № 63 за 15 июля - 1 августа 1919 г.
Секретно. Экстренно

в Череповецкой губ. - Пошехонском и Володарском у. также происходили восстания бело-зеленых, под руководством князя Долгорукого, а также крестьян-кулаков и духовенства и при активном участии бывших офицеров из лагеря Колчака и Деникина соорганизованы были 4 тыс. человек восставших, но благодаря принятым своевременным мерам восстание удалось ликвидировать».

«№ 115
Из информационной сводки секретного отдела ВЧК за 1-8 августа* 1919 г.
Совершенно секретно

Зарайский и Егорьевский у. Происходило восстание дезертиров, сопровождавшееся расстрелами и зверским избиением местных коммунистов. Причины восстания: агитация левых эсеров, местного кулачества, духовенства.

Тульская губ. г. Тула. 29 июля. Настроение в губернии обывательское. Духовенство при службе в церквях ведет антисоветскую агитацию, указывают, что с твердой верой в Христа можно победить лжепророков большевиков».

Поволжский район
Костромская губ. г. Кострома. 2 августа. Настроение населения как города, так и деревень по отношению к Советской власти явно враждебное. Духовенство ведет к[онтр]рев[олюционную] агитацию по всем вопросам, восстанавливая население против власти и, в частности, против евреев.»

«№ 121
Из еженедельной сводки секретного отдела ВЧК № 18 за 23-31 августа 1919 г.
Совершенно секретно

В течение июля месяца в у. Ярославском, Угличском, Мологском, Мышкинском, Пошехонском, Любимском, и Даниловском происходили восстания дезертиров, в котором приняли участие и местное кулачество во главе с духовенством.

1 июля -15 августа. На территории Ярославской губ. антисоветских организаций не наблюдается, но есть отдельные члены партии. Агитация ведется в большинстве случаев среди крестьянства нашептыванием, в котором принимает активное участие деревенские кулаки и духовенство»

«№ 138
Из информационного бюллетеня № 59 особого отдела Саратовской губчека за 22-24 декабря 1919 г.
26 декабря 1919 г.

Деятельность духовенства
В волостях близ Уральских степей (Новоузенский у.). Духовенство с Амвона ведет агитацию против Советской власти (Новоузенской учека приняты меры).»

3. Бюллетени Особой комиссии ВСЮР (Вооруженных сил юга России под командованием Деникина) по расследованию злодеяний большевиков

http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/krasnyjterror1.txt
«ПРОГРАММА деятельности Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России

IV. Провозглашение принципа свободы совести и наряду с этим гонение
против Церкви и ее служителей. (Поругание храмов, глумление над мощами, иконами, священными предметами, разгон и расстрел крестных ходов, массовое уничтожение духовенства и пр.)»

Дело No5 и No 10
ОСОБАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩАЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ
СВЕДЕНИЯ о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии

«Захват власти большевиками в Ставрополе произошел лишь в январе 1918 года, и в первые месяцы после этого ставшие у власти представители большевизма, занятые делом укрепления своей власти, мало уделяли внимания Церкви

Приблизительно с апреля 1918 года, во главе власти в Ставрополе появляются бывшие каторжники, матросы из карательных отрядов и т. п. лица, с переходом власти к которым проведение в жизнь "новых большевистских" начал стало принимать уродливые и приводящие в ужас формы. В частности, по выражению одного священнослужителя, "духовенство местного округа, как и везде на "святой" когда-то Руси, стало переживать тяжкий период всевозможных над собой гонений и издевательств со стороны людей, потерявших веру в Бога и совесть". С весны 1918 года в городах и селениях епархии при производстве обысков особенно тщательно таковые производятся у священнослужителей местных храмов

Объясняются эти обыски обыкновенно розыском пулеметов или иного оружия или же производятся без всякого объяснения причин и без предъявления каких-либо распоряжений центральной власти

священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательству. Обычно предъявлялись обвинения в "контрреволюционности", в приверженности "к кадетам" и "буржуям", в произнесении проповедей, осуждающих советскую власть, в служении напутственных молебнов проходившим частям Добровольческой армии, в погребении "кадетов" и т. п., и этого было достаточно для того, чтобы предать служителей Церкви смерти с жестокими мучениями.

Так, в станице Барсуковской весной 1918 года священник Григорий Златорунский, 40 лет, был убит красноармейцами за то, что служил молебен по просьбе казаков об избавлении от красноармейцев.

В станице Попутной протоиерей Павел Васильевич Иванов, 60 лет, прослуживший в этой станице 36 лет, был заколот красноармейцами за то, что в проповедях указывал, что они ведут Россию к гибели.

В станице Вознесенской священник Троицкой церкви Алексей Ивлев, 60 с лишним лет, был убит на площади за то, что сам происходил из казаков и когда-то служил в гвардии.

Священник станицы Владимирской Александр Подольский, 50 с лишним лет, окончивший университет по юридическому факультету, был зверски убит за то, что служил молебен перед выступлениями своих прихожан-казаков против красноармейцев. Перед тем, как его убили, его долго водили по станице, глумились и били его, и потом вывели за село, изрубили его и бросили на свалочных местах, запретив кому бы то ни было его хоронить. Один пожилой прихожанин, желая оградить тело покойного от растерзания его собаками, ночью прошел туда и стал его закапывать, но был замечен пьяными красноармейцами, был тут же изрублен и брошен там же.

В станице Удобной священник Федор Березовский, более 50 лет, убит красноармейцами также с запрещением погребать его тело за то, что он отзывался неодобрительно о большевиках.

Священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын, около 50 лет, убит, причем перед убийством ему накинули на шею петлю и водили по станице, глумились и били его, так что под конец он уже сам, падая на колени, молил поскорее с ним покончить. Жене его пришлось заплатить 600 рублей, чтобы ей разрешили его похоронить.

Священник станицы Должанской Иоанн Краснов, 40 лет, убит за служение молебна перед выступлением прихожан против большевиков.

Священник станицы Новощербиновской Алексей Малютинский, 50 лет, убит за осуждение красноармейцев в том, что они ведут Россию к гибели, и служил молебен перед выступлением казаков-прихожан.

Священник станицы Георго-Афонской Александр Флегинский, 50 лет с лишним. После того как был избит, с бесконечным глумлением выведен за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя.

Священник станицы Незамаевской Иван Пригорский, 40 лет, направления крайне левого, в великую субботу выведен из храма на церковную площадь, где с руганью набросились на него красноармейцы, избили его, изуродовали лицо, окровавленного и полуживого вытащили за станицу и там убили, запретив хоронить.

В селе Бешнагырь красноармейцы явились в дом священника Дмитрия Семенова, потребовали еды и после угощения обещали, что священник будет цел, и ушли, но затем прислали за ним, после чего на утро его тело было найдено брошенным за селом.»

«В той же слободе Михайловке (Усть-Медвединского округа) был зверски
расстрелян пьяными красноармейцами слободской священник отец Михаил и два его сына за то, что он служил обедню казакам.»

«Из села Горькая Балка Медвежинского уезда передают следующее.
19 апреля 1918 года крестьяне Голек и Тандура, начальники карательных отрядов, в сопровождении толпы местных крестьян расстреляли священника о[тца] Соболева, ктитора Минько и псаломщика Слинько. Священнику о[тцу] Богданову нанесено тяжелое пулевое ранение в руку, сделавшее его калекой. Крестьяне-большевики обвиняли причт в оказании помощи Добрармии..»

Понятно, что источник преследует агитационные цели. Тем интереснее, что и он подтверждает основной вывод, следующий из анализа документов. Репрессии начались а) весной 1918 года б) по инициативе снизу в) в ответ на участие духовенства в антиправительственных выступлениях.

4. Из дела архиепископа Пермского Андроника Никольского, согласно церковному историку.

Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. - Тверь, 1996. - С. 104, 105-106, 109-110

http://www.fond.ru/book/book2/2-06.htm
http://www.voskres.ru/golgofa/andronik.htm
Власти обвиняли святителя в том, что он: 1) отлучал от Церкви всех, кто посягал на церковное имущество, и отпечатал о том воззвание в количестве 550 экземпляров; 2) призывал православных к защите церквей и монастырей и отпечатал этот призыв в 550 экземплярах; 3) разослал эти воззвания по благочинным Пермской епархии; 4) что он, «не довольствуясь произведенным у него обыском... позволил себе 30 апреля сего года послать отношение губернскому исполнительному комитету... в котором указывает на якобы беззаконные действия чрезвычайного комитета, а также местного исполнительного комитета»; 5) «что он, Андроник, 26 мая сего года с амвона кафедрального собора после чтения Евангелия о пяти прокаженных говорил проповедь явно контрреволюционного содержания, в которой, между прочим, заметил, что русское государство за грехи наказано Богом; наказанием же является существующая власть, которая под видом свободы, равенства вводит насилие, притеснения и гонения...»

Власти постановили: «Привлечь архиепископа Андроника к ответу в качестве обвиняемого... обвиняя в том, что он... 1) изданным декретам... не подчинялся, 2) ...организовал сопротивление темных несознательных масс населения... 3) старался противодействовать существующей власти...»

В ответной объяснительной записке архиепископ Андроник писал: «Мои воззвания составлены в полном согласии и даже во исполнение постановлений о сем Всероссийского Церковного Собора, в своем составе представительствующего в числе трех четвертей всех членов мирян со всей России. Следовательно, суд надо мною есть суд над Всероссийским Церковным Собором и над всем церковным народом. А посему осуждающие меня, Церковный Собор и верующий народ оказываются в противоречии и во вражде со всем верующим народом. Таковые, если они православные христиане, должны знать, что по 121 правилу Церковного Номоканона они суть «анафема и да изгнаны будут из Церкви, отлучены бо суть от Святой Троицы и посланы будут во Иудино место».

Сказанное мною поучение в кафедральном соборе в Неделю о расслабленном в действительности несколько разнится от записи агента сыска.

я говорил:

«Скажу прямо: то, что теперь мы переживаем как порядки новой жизни народной, это грандиознейшая контрреволюция.»

Этой ночью власти арестовали тринадцать священников и диакона. В ЧК с них потребовали расписку, что они обязуются никогда не вести агитацию против советской власти и молчать по поводу ареста архиепископа Андроника.

Вечером председатель Пермской ЧК Малков, зная интерес своего приятеля Сивкова к архиепископу Андронику, пригласил его присутствовать при допросе.

Архиепископ Андроник молча занял одно из кресел у письменного стола. Он долго не отвечал ни на один вопрос, а потом, будто решившись на что-то, снял панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к ним, сказал примерно так:

- Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы не был я архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем.»

13 священников освобождены под расписку - не вести агитации против советской власти, естественно, что не отречения от веры. Пример показывает, что понятие мученичества понимается современной церковью крайне широко. Понятно, что если бы атеист:
1. В публичном выступлении призвал бы противодействовать декрету власти.
2. Публично объявил бы существующие порядки контрреволюционными.
3. На допросе сказал бы только, что если бы решал участь властей, то приказал бы их повесить немедленно.

то этот атеист стал бы жертвой Красного террора.
Тем не менее, для Церкви Андроник Пермский - мученик за веру.

Официальный орган Колчаковского правительства, выходящий в Омске "Правительственный Вестник" в своё время оказался более объективным:

Правительственный Вестник. - 1919. - №. 86. - С. 2
«Гонения на духовенство возникли по поводу нескольких проповедей пермского преосвященного Андроника против большевиков, за которые он жестоко поплатился»

Наконец, сохранился доклад о причинах ареста и казни Никольского:

http://community.livejournal.com/ru_istpart/54513.html
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ МАЛКОВУ
В Губернский Комитет Партии Коммунистов (большевиков) РСФСР

Члена Пермской Губернской Чрезкомиссии
Заведующаго Отделом по борьбе
с контр-революцией, саботажем и
преступлениями по должности
Георгия Фёдоровича ВОРОБЦОВА

ДОКЛАД

На должность заведующаго Отделом вступил с 1-го Июня 1918 года.

Отделом был раскрыт контр-революционный заговор местнаго духовенства во главе с эпископом Андроником, который разсылая во все концы эпархии свои контр-революционные воззвания и прокламации призывал духовенство всеми силами содействовать и призывать народ к свержению Советской Власти, затемняя тёмных фанатиков богомольцев устройством всевозможных забастовок и т.д.

Когда всё это было установлено и были приняты меры к аресту контр-революционера эпископа, то он устроил церковный набатный звон и хотел поднять население против Власти, но этого ему не удалось, кровопролития не было. Андроник был арестован и за контр-революционное выступление и за призыв к свержению Советской Власти уничтожен.

История РПЦ, Гражданская война в России

Previous post Next post
Up