Смертные казни в России по отчётам Военно-судного управления до 1908 года

Jul 30, 2013 12:21

В дополнение к посту о статистике приговоров и смертных казней в 1908 году, выложу скан статьи юриста О. О. Грузенберга "К вопросу о смертной казни в России" (Право. 1910. № 23. Стб. 1431-1439).







Статья интересна, как свод данных о смертных казнях в России из документального источника -"ежегодных отчётов военно-судного управления" (Стб. 1433). К сожалению, статистика обрывается на 1908 годе. Интересны данные по эпохе массовых казней с 1906 года: 1906 - 225 реально казненных, 1907 - 624, 1908 - 1340. Как отмечает автор, в 1908 году было казнено больше людей, чем в "революционный период (с 1905 г. по 1907 г. включительно)" (Стб. 1439).

Но, во-первых, важно учесть, что в приведённую статистику военно-окружных судов не включены казненные военно-полевыми судами (Стб. 1432). Между тем, согласно справке Департамента полиции, военно-полевые суды, действовавшие в 1906-1907 гг., реально казнили 683 человека. Т. о., в совокупности военно-полевыми и военно-окружными судами в 1906-1907 годах было казнено 1532 человека (по официальным данным), что превышает казни по суду 1908 года. Всего по суду в 1906-1908 годах было казнено 2872 человека.

Во-вторых, автор пишет и "о тысячах казненных по постановлениям карательных экспедиций" (Стб. 1433), "отрядных судов" (Там же) о том, что "серьёзные революционные вспышки тушились карательными экспедициями" (Стб. 1437). Здесь статистику установить сложнее. Известны документы о действиях карательных экспедиций в Прибалтике:

Из рапорта начальника карательного отряда барона Ферзена морскому министру А. А. Бирилеву
3 января 1906 г.
Бывший в Ревеле в день нашего прибытия генерал-майор Безобразов, а также генерал-лейтенант Воронов говорили офицерам, чтобы они действовали крайне энергично и решительно, расстреливая главных агитаторов, не стесняясь никакими средствами для достижения спокойствия страны, причем генерал Безобразов говорил, что ответственности никто нести не будет, даже в случае могущих произойти ошибок. В силу этого распоряжения начальники районов, установив судом вину, расстреливали главарей беспорядков, и мирные жители, не боясь мести, выдавали сами своих зачинщиков.

Из записки начальника отделения канцелярии Совета министров П. А. Апраксина
0ктябрь 1907 г.
До 18 февраля 1906 г. действиями военных отрядов были лишены жизни. жизни: в Эстляндской губернии при сопротивлении с оружием в руках убито - 50 чел. и расстреляно - 68 чел., на острове Эзель расстреляно - 2 чел.; в Лифляндской губернии убито при сопротивлении с оружием к руках - 14 чел., а при попытке бежать - 1 чел., расстреляно - 120 чел.; в Южном отряде убито при попытке бежать - 2 чел., расстреляно - 39 чел.; в Курляндской губернии убито при сопротивлении с оружием в руках - 36 чел., при попытке бежать - 37 чел. и расстреляно - 64 чел.; в отряде подполковника Принца убито при сопротивлении с оружием и руках - 5 чел., в отряде генерал-майора Безобразова расстреляно 63 чел. Всего убито при сопротивлении с оружием в руках - 105 чел., при попытке к побегу - 52 чел., расстреляно - 356 человек.


Т. о., по февраль 1906 года в Прибалтике карательными отрядами было расстреляно больше, чем за весь 1906 год казнено военно-окружными судами.

Вопрос в том, можно ли доверять официальной статистике действий карательных отрядов.

Например, разные сведения можно встретить о расстрелах, осуществлённых карательной экспедицией на Сибирской железной дороге под руководством Меллера-Закомельского:

1. В официальном рапорте самого Меллера-Закомельского сообщается: "Главные виновники, телеграфисты и члены стачечного комитета, взятые с оружием в руках, после точного выяснения их виновности и собственного их признания, были мною расстреляны: на станции Мысовой - 5 человек и на станции Могзон - 7 человек". "Два таких агитатора, из которых один был в военной форме, выданные эшелонами запасных на станции Мысовой и вполне уличённые в их преступной деятельности по найденным у них прокламациям и по их собственному признанию - были расстреляны" (Рапорт Меллер-Закомельского Императору Николаю II от 8 февраля 1906 г. // Былое. - 1917. - № 3. - Сентябрь. - С. 138, 141). Надо уточнить, что расстрел на станции Мысовой хорошо известен в историографии как расстрел революционера Бабушкина и ещё нескольких лиц, известных поимённо.

1. БАБУШКИН Иван Васильевич, рабочий-революционер.
2. САВИН Александр Васильевич, телеграфист ст. Чита.
3. ЕРМОЛАЕВ Тимофей Максимович, телеграфист ст.Мысовая.
4. КЛЮШНИК0В Иван Михайлович, телеграфист ст.Мысовая.
5. БЯЛЫЙ Болеслав Марьнович, рабочий ст.Слюдянка.
6. ВОИНОВ Николай, красноярский рабочий.


О том, что " На станціи „Мысовая" 19 января была пролита первая кровь. Меллеръ-Закомельскій разстрѣлялъ 6 человѣкъ", - вспоминает и бывший начальник II отдел. службы движения забайкальской ж.-д. Н. А. Усов. Очевидец казни, стрелочник Я. М. Попов, рассказывал: «Их было шестеро. Бабушкин был одет в штатскую одежду, остальные - в поношенные солдатские шинели. Расстрел происходил ночью при свете фонаря. Арестованных выводили из товарного вагона, стоявшего в тупике...». Т. е., не ясно уже 5 или 6 человек было расстреляно на Мысовой. Конечно, мелочь, но бросает тень сомнения на точность отчёта.

2. Тот же Меллер-Закомельский рассказывал Сергею Николаевичу Палеологу, администратору департамента общих дел министерства внутренних дел Российской Империи, следующее: Он сам говорил мне, что ему приходилось скрепя сердце прибегать к крайним мерам сравнительно в редких случаях. В общем, на расстоянии пяти тысяч верст было расстреляно 7 человек, из коих пять оказали вооруженное сопротивление карательному отряду. Был расстрелян машинист, отказавшийся вести поезд Меллер-Закомельского и призывавший солдат к неповиновению, а также телеграфист, который, работая на прямом проводе из ставки главнокомандующего в Петербург, не пропускал телеграмм, имевших государственное значение. Здесь интересно не только то, что, судя по официальному отчёту, Меллер сознательно ввёл в заблуждение Палеолога о числе расстрелянных, но и то, что он вспомнил о машинисте, расстрелянном за отказ вести поезд. В отчёте императору Меллер про этого машиниста не упомянул.

3. Наконец, после того, как 12 января отряд Меллера стрелял по митингу на станции Иланской (погибло, по официальным данным, около 20 человек), согласно запросу Государственной думы: "На другой день утром, в полуверсте от станции, за семафором найдено ещё семь трупов в одном месте" (Депутатский запрос № 242 // Государственная дума: Стенографические отчёты. 1906 г. Сессия первая. Т. 2. - СПб., 1906. - С. 1756). Депутат от Енисейской губернии Н. Ф. Николаевский уточнял: "На другой день после этого за семафором, в 100 саженях от того места, где была бойня, нашли ещё 7 трупов, и вот, относительно этих трупов было недоумение, каким образом они оказались здесь. Это выяснилось через томских солдат, которых часть была взята Меллером-Закомельским в поезд, чтобы в Чите производить операции такого же рода. Когда Меллер-Закомельский вернулся, то эти солдаты тоже были возвращены в Канск и помещены для охраны канской тюрьмы. Вот, они и сообщили, что эти 7 человек были взяты в поезд Меллером-Закомельским. Для того, чтобы узнать насколько томские солдаты надёжны в своих действиях, Закомельский велел вывести этих людей за семафор и приказал томским солдатам расстрелять их. Солдаты говорили, что положение их было ужасно: если они откажутся стрелять, то семёновцы расстреляют и их, и тех 7 человек. Если же они их только подстрелят, то семёновцы добьют окончательно. В результате эти 7 человек были расстреляны ими наповал» (Государственная дума: Стенографические отчёты. 1906 г. Сессия первая. Т. 2. - СПб., 1906. - С. 1790).

Депутатский запрос от 26 июня 1906 года гласил: Мы, нижеподписавшиеся, члены Государственной Думы, предлагаем запросить г. военного министра:
1) Известны ли ему преступные действия генерала Меллера-Закомельского в том виде, в каком они изложены в настоящем заявлении;
и 2) приняты ли меры к привлечению генерала Меллера-Закомельского к судебной ответственности за преступные его действия на станции "Иланской" Сибирской жел. дор.?


Но, как известно, дума была распущена 8 июля 1906 года с формулировкой: Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей

Расследования действий Меллера-Закомельского произведено не было, вопрос о расстреле семи человек за семафором станции Иланской, о котором не упомянуто в официальном рапорте Меллер-Закомельского, остаётся открытым. Итак, за Меллером-Закомельским: если поверить его рассказу С. Палеологу - 7 расстрелянных; если поверить его же отчёту императору - 12 расстрелянных; если принять поправку по расстрелу на ст. Мысовой и добавить сведения о расстреле у ст. Иланской - 20 расстрелянных. Различие между первой и последней цифрами почти троекратно. Нет оснований считать последнюю цифру максимальной, поскольку Меллер-Закомельский, как видно из воспоминаний Палеолога, стремился преуменьшить число расстрелянных по его приказу. Аналогичные, и даже много большие расхождения можно найти и по другим известным карательным экспедициям. Наконец, бессудные расстрелы производились не только карательными отрядами. Так, Е. А. Измайлович, 27 января 1906 г. покушавшуюся на адмирала Чухнина, по приказу раненого Г.Чухнина прямо на месте расстрелял матросский патруль. Российские власти, к сожалению, расследований не проводили. Поэтому о точном установлении числа казненных в указанный период говорить сложно, на что указывает и автор статьи.

Интересны также некоторые сведения о мотивах для казней: "280 человек в расссматриваемый период было казнено за чисто политические преступления, без малейшего посягательства на жизнь и имущество. И из этого числа казненных политических противников на замиренный 1908 упадёт 118 человек. Если прибавить к этому 51 казнь за неповиновение и сопротивление властям, без посягательства, однако, на жизнь должностных лиц и 12 случаев казни за похищение имущества, без малейшего насилия над личностью (простой грабёж) - то ссылка на государственную необходимость, как на основание к отнятию жизни, вряд ли может быть признана правдивою" (Стб. 1439).

История государственного террора, Правление Николая II

Previous post Next post
Up