Легенда об аренде иудеями церквей на Украине

Oct 03, 2011 15:06

Благодаря "Тарасу Бульбе" Н. В. Гоголя хорошо известна легенда о том, что

- Такая пора теперь завелась, что ужъ церкви святыя теперь не наши.
- Какъ не наши?
- Теперь у жидовъ онѣ на арендѣ. Если жиду впередъ не заплатишь, то и обѣдню нельзя править.

Собрал первоисточники. Судя по тому, что есть, - легенда.

1. Арендный договор 1596 года, в котором, в числе принадлежностей имения, упоминаются "церкви и подаванє их".
Перевод 1846 года:
"Пану Миклашевскому и жиду Несвежскому Пасоху, отдавая им в аренду свои имения (...) с церквями и всем тем, что дано им на содержание (...) с борами, лесами, гаями, дубравами (...) со всякими и каждыми прибытками и доходами"
(Памятники, изданные временной комиссией для разбора древних актов, высочайше утвержденною при киевском, подольском и волынском генерал-губернаторе. Т. 1. Отд. 2. - Киев, 1846. - С. 99).
http://hotfile.com/dl/91870633/2c2f451/1848_Pamyt_aktov_Vrem_Kievsk1.pdf.html

Украинский историк М. С. Грушевский также полагает, что речь идёт о выполнении арендатором обязанностей патрона, то есть, о содержании церквей арендатором.

http://litopys.org.ua/hrushrus/iur80805.htm
заставний контракт 1596 р. села Слуща в Холмщинї шл. Миклашевському і Жидови Песахови разом, між всякими приналежностями і доходами села згадують ся тут також „церкви і їx подаванє" (Памятники кіев. І ч. 11); звідси деяка теоретична можливість надужить для Жида-орендаря в ролї заступника колятора-патрона.

Похожий документ 1606 года.

АВАК Т. 28. С. 102
Явка вводного листа Мелешков на владение имением Жировицами,которое было в заставе у жидовки Гестеры Михелевичевой

жидовка Гестер Хименина и сын её Михель тот двор и имение Жировичы зо всими кгрунты, бояри и подданными, зо всими пожитки, и монастырь Жировицкий с церковью, и з доходы церковными, и фольварк, пры монастыру Жировицком будучий (...) вельможному пану Ивану Мелешку, каштеляну Мстиславскому и её милости панне Ганне Фурсовне в моц и в держанье подали

Упоминание "доходов церковных" в документе о переходе имения от одного владельца к другому, вероятно, подразумевало патронат, обязанность владельца имения содержать церковь и священника.

http://litbook.ru/article/8708/
Александра Еловицкая согласно листу на имение Микитичу в Кременецком повете отдала в январе 1607 г. дубенским евреям Мошку Ицковичу и Айзику Юсковичу в аренду данное имение с крестьянами и их повинностями всякого рода, а также с прочими принадлежностями за сумму три тысячи злотых. На арендаторов возложена обязанность выдавать попу Каменецкому по три мацы жита, а Першинскому попу по две мацы жита ежегодно (20-сс.339-340).
20. Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России. (80 г.- 1800 г.). Том 1. (до 1670 г.) С-Петербург,1899.

2. Польские известия второй половины 17 века.

http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVII/1640-1660/Vojna1/1-20/1.htm
Причиной же войны с казаками было чрезмерное угнетение их русскими панами, до такой степени, что даже детей крестить нельзя было без согласия евреев-арендаторов, которым алчные паны отдали в аренду источники доходов вредные и докучливые [для казаков].

http://litopys.org.ua/hrushrus/iur80805.htm
допустив к себе жидов, отдавали им в аренду, ради прибытка, все, и в том числе церкви; жиды держали у себя ключи от церквей и всякий, кто имел надобность совершать брак или крещение, должен был платить жиду-арендатору. Впоследствии этого до того стало омерзительно хлопам, что они, соединившись с казаками, взбунтовались

Оба сообщения анонимны и неизвестно, когда написаны. В примечаниях к первому источнику перечислено несколько ошибок автора, следовательно, источник ненадёжен.

Как пример фальсификации в современном рунете - сайт "Традиция" cообщает: Украинские авторы утверждали: допустив к себе жидов, отдавали им в аренду, ради прибытка, всё, и в том числе церкви; жиды держали у себя ключи от церквей и всякий, кто имел надобность совершать брак или крещение, должен был платить жиду-арендатору. Впоследствии этого до того стало омерзительно хлопам, что они, соединившись с казаками, взбунтовались. При этом ссылка даётся на мою же заметку в жж, где, как видите, недвусмысленно сказано, что "известие польское". Ссылка в указанном мною источнике ведёт на польское издание Wóycicki K.W. "Pamiętniki do panowania Zygmunta III, Władysława IV i Jana Kazimierza" (Варшава, 1846). С. 254 и 275. Издание оцифровано на гуглбукс, и легко можно убедиться, что речь идёт о польском мемуаристе.

Ещё один польский автор - Грондский: Бо коли приносили податок за хрещеннє сина або за вихід заміж дївчини, Жид, видумуючи ріжні перешкоди, не брав відразу, але з звичайним своїм дотепом ріжними викрутами примушував платити собі більше.

когда приносили налог за крещение сына или за выход замуж девушки, Жид, выдумывая разные препятствия, не брал сразу, но с обычной своей остротой разными уловками принуждал платить себе больше.

Видимо, польский хронист Самуил Грондский.

В тот период в Речи Посполитой были люди, враждебные евреям, желавшие уменьшения их прав и, в частности, обвинявшие их в угнетении христиан.
http://www.eleven.co.il/article/13274#03

Обвинение евреев в потере Украины (у обоих анонимов - как причина войны) могло быть частью антисемитской пропаганды.

3. Летопись каноника Юзефовича

http://litopys.org.ua/hrushrus/iur80805.htm
http://io.ua/s2139
Господство поляков дошло до такого невыносимого утеснения, что даже над Церквами давали они власть сему роду (жидовскому). Священник казацкий, попросту называемый поп, не мог в своей церкви совершить таинства крещения, венчания и других, если наперед не заплатит жиду за ключи установленной паном платы и должен был каждый раз от дверей церковных относить их и отдавать жиду. По заслугам претерпела ты беды свои, Польша".

Источник 18 века, то есть, поздний.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/9599/%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%9F%D0%98%D0%A1%D0%AC

Отношение церкви к иудеям было особенно враждебно.
http://www.eleven.co.il/article/13274#02

4. Украинские летописи 18 века

Летопись Григория Грабянко (1710 г.).
http://litopys.org.ua/grab/hrab1.htm
Навіть храми господні жидам розпродали і малят тільки з дозволу жидівського хрестити можна було, та і всякі обряди церковні, що їх благочестиві правили, були віддані в аренду жидам.

Краткое описание Малороссии (анонимно, между 1734-1740 гг.)
http://litopys.org.ua/samovyd/sam10.htm
съ того времени великую свободу козакамъ отняли и тяжкие и вымысльные подати наложили необычно, церквы и образи церков’ные жидамъ распродали, дЂтей козацкихъ въ котлахъ варили, жонкамъ перси деревомъ витискали и протчая.

"Дополнение" Степана Лукомского (1738 г.)
http://litopys.org.ua/samovyd/sam22.htm
Историкъ Ваповскій Веспасіянъ, полскій авторъ о такомъ безчеловЂч-/303/номъ ихъ мучителствЂ, котораго въ нинЂшніе вЂка нигдЂ въ свЂтЂ викогда не бивало, свидЂтельствуетъ: что Ляхи тЂхъ порабощенихъ козаковъ женъ сосца деревами прыгнЂтали и дЂтей въ котлахъ варили, коими своими тиранствами невЂрнихъ поганъ, да и самого жесточайшаго Фараона, въ ЕгиптЂ надъ жидами тиранствовавшого, превосходили и перевишали; да и церкви православніе во всей УкраинЂ, иніи подъ Унію отнимали; а иніи заключали и жидамъ арендовали или запродовали, давши имъ такую власть и силу, чтобъ они отъ всЂхъ церковнихъ обрядовъ, какую отъ всякаго дань похотять, бралы и ключи церковніе у себе держали; почему священники благочестивіи ни Литургіи Святой отправлять и младенцовъ крестить, ни, въ бракъ въступающихъ, вЂнчать, ни мертвихъ погрЂбать, ни инихъ обрадовъ церковнихъ, въ церквахъ, безъ вЂдома и позволенія жидовского дЂлать не могли, не уплатя жидамъ наложенихъ нимижъ отъ всякого обряда даней; а ключи церковніе обратно жидамъ относили, да при томъже они, жиди тЂхъ священниковъ, какъ хотЂли, такъ безчестили и съ нихъ разніе насмЂшки дЂлали, а Ляхи, съ какой либо прычины, ругалы, были, раскривавливали, волоса изъ ихъ головъ и бородъ виривали, и урЂзивали.

И такъ по руской лЂтописЂ господа полскіе, овладЂвши козацкими (кромЂ онихъ реестровихъ) землями, на онихъ, въ подданство порабощенихъ козаковъ, какъ и на всЂхъ благочестивихъ украинскихъ людей неслиханніе, нововымишленіе налагали и брали дани, такъ названніе: дуды, повивачное, огородщизну, подимное, поголовщину, поемщину, очковое, сьтавчизну, сухомещизну, пороховщизну, пересуды и аренди, а сверхъ того отъ всякого ськота и отъ пчелъ десятую долю, а отъ рибнихъ ловлей урочное возимали **),

**) Изъясненіе даней, жидами взимаемыхъ: отъ игранія на дудкЂ, на свирЂли, на скрипцЂ и прочую (4), отъ дЂтей новорожденихъ за повіячъ (200); овсянихъ, садовихъ и огороднихъ плодовъ (200), отъ каждой хаты (5), подушенній окладъ (10), отъ вступающихъ въ бракъ (6), отъ улія пчолъ (2), отъ рыболовнЂ изъ стадолЂ (sic) (10), отъ вЂтранихъ млиновъ и жорновей (20), судніе посули то есть на..... позвахъ для судящихъ (20): отъкупы жидовскіи церквей Божіихъ такъ же и всякихъ питейнихъ вещей; пороговщину отъ каждого рога волового и корового, десятую долю, а ежели нету десяти то......***).

***) Въ рукописи Лукомскаго примЂчаніе это сдЂлано отчасти на поляхъ, отчасти въ текстЂ: оно писано двумя почерками съ многочисленными поправками и выносками: цифры выставлены церковно-славянскими буквами безъ опредЂленія какую монету или стоимость онЂ должны изображать

Воззвание атамана Васко-Ващило (1744 г.).
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVIII/1740-1760/Vasko_Vosilo/vozzv_1744.htm
Неверные жиды не только лишили христиан в здешнем Кричевском и других староствах средств существования, но и производят нападения, убийства, грабежи, арендуют таинства; без их воли и записки, данной к каплану, ни одно дитя не может быть окрещено

История Русов (кон. 18 в.)
http://litopys.org.ua/istrus/istrus04.htm
ограбивъ всЂ церкви благочестивыя Рускія, отдали ихъ въ аренду Жидамъ

Итак, первая украинская летопись, упомянувшая об аренде церквей, принадлежит перу Г. Грабянки.

http://apuog.ru/ukr/catalog/10655/index.html
Произведение Грабянки в значительной мере компилятивно. Среди своих главных источников автор называет воспоминания современников событий, а также произведения отечественных и иностранных историографов. Больше всего Грабянка пользовался летописью Самовидця; «Синопсисом», который был впервые выдан в 1674 г., долгое время служил своего рода учебником истории и выдержал около 30 изданий; латиноязычным трудом «Польские анналы» официального историографа польских королей Веспасиана Каховского, 3 тома которой вышли в Кракове 1683, 1688 и 1698 рр.; а особенно поэмой поляка Самийла Твардовского «Гражданская война», выданной в Калишу в 1681 г. Кроме того, Грабянка ссылается на произведения Мартына Кромера, Мартына и Йоахима Бельских, Мацея Стрийковского, Александра Гваньини, Самуила Пуфендорфа и Йоганна Гибнера.

В течение длительного времени ученые пытались рассматривать летопись Грабянки как исторический источник. Но впоследствии, с введением в научное обращение целого ряда документов, удалось установить, что произведение содержат много фактических ошибок. И только в настоящий момент наука доходит до вывода, что летопись Грабянки следует рассматривать в первую очередь как литературную достопримечательность, а не как историческую.

В течение всего XVIII ст. летопись Григория Грабянки была или не самым популярным среди рукописной «казацкой» литературы

Как уже указывалось, летопись Григория Грабянки следует рассматривать в первую очередь как литературное произведение, а не как историческое. Автор подает не документальные факты, а литературный проработанную историю, стремится сделать ее доступной для широкой общественности. В первую очередь он рассчитывает на значительное эмоциональное влияние на читателя.

Летопись Григория Грабянки можно, употребляя современную терминологию, назвать историческим романом барокко. Здесь имеется широкий спектр художественных средств. Автор вводит в свой рассказ стихотворения, полулегендарные переводы

О летописях 18 века в целом:

М. С. Грушевский:
http://ua-litera.ru/archives/202
“Было время, если памятки украинской историографии XVІІІ ст., так называемые казацкие летописи, высоко ценили как важный и возможный материал для истории событий Украины XVІІ ст., в особенности ее революции. Среди ее источников историки Украины отводили им главное место и на них опирались при изложении и освещении событий.
Но пришло время критики. Первой развенчали “Историю русів”, потом пришла
очередь Величка и Грабянки. В последнее время много утратил из своего бывшего престижа и наиполнейший Самовидець. “Казацкие летописи” весьма часто при описании событий XVІІ ст. оказывались несамостоятельными, построенными на польских литературных источниках, а в самостоятельных частях - источниками субъективными, порой даже фантастическими".

И. Я. Франко:
http://litopys.org.ua/grab/hrab.htm#pmov
"Собственно в казацких летописях Самовидця, Грабянки, Величка и их преемников и компиляторов, таких как Боболинский, Лукомский, Ригельман и т. п., было бы интересно проследить рост той легенды о Хмельниччине, которая в значительной степени заслонила перед нами правдивую действительность. С литературной точки зрения сие было явление очень ценно, способно будить запал в широких массах народа; аж в XIX возрасте мы увидели его значение для национального возрождения и формирования наших политических идеалов... Отся грандиозная конструкция Хмельниччины, конструкция больше литературная, чем историческая, была... главной заслугой казацких летописей".

Итак, источники сомнительные, нередко построенные на польских источниках, а не собственно украинских преданиях. В то же время, летопись Грабянки широко распространилась в рукописях по Украине. То же Краткое описание Малороссии
http://litopys.org.ua/samovyd/sam08.htm
есть компиляція или, вЂрнЂе, выборка изъ лЂтописи Грабянки.

Летопись Грабянки должна была повлиять и на народные предания, вероятно, отразилась в атаманском манифесте 1744 года (который отнёс предание к своему времени).

5. Народная дума

http://www.ukrcenter.com/library/read.asp?id=716&page=1
Iще ж жиди-рандарi
У тому не перестали:
На славнiй Українi всi козацькi церкви зарандовали:
Котрому б то козаку альбо мужику дав Бог дитину появити,
То не йди до попа благословитьця,
Да пiйди до жида-рандаря да полож шостак,
Щоб позволив церкву одчинити,
Тую дитину охрестити.
Iще ж то которому б то козаку альбо мужику
дав Бог дитину одружити
То не йди до попа благословитьця,
Та пiйди до жида-рандаря да полож битий таляр,
Щоб позволив церкву одчинити,
Тую дитину одружити.

"из двух вариантов думы о жидовских утеснениях, только в одном оно [утеснение, связанное с арендой церквей] приводится"
(Н. И. Костомаров. Славянская мифология: Исторические монографии и исследования. - М., 1995. - С. 496)
Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Кн. 8. - СПб., 1906. - С. 810

http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14533&query=
спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни. Выдающийся украинский историк М. Грушевский, а также писатель и филолог И. Франко отнесли возникновение «дум» к 18 в.

Возможно, что соответствующий фрагмент думы появился под влиянием рукописной литературы 18 века.

Другой пример фольклорного памятника - "гаивка" (народная, обрядовая песня) "Іде, їде Зельман" - возможно также отражает легенду:

З Львова Іде Зельман,
А що везе Зельман
Ключи везе Зельман

Памятники русской старины в западных губерниях. Вып. VII: Холмская Русь. СПб., 1885. С. 345
По мнению известного галицкого учёного Шарапевича в этой песне сохранилось предание об еврее Зельмане из Дорогобыча (в Галиции), который держал в аренде церкви и на праздник Пасхи позволял отворять их (давал ключи) за большую плату. В 1740-1753 гг. он был арендатором у помещицы Тарловой и мучил народ всякими вымогательствами, поборами, насилиями и т. д. Нужно впрочем заметить, что песня про Зельмана существует у поляков и у чехов.

М. Грушевский отмечает:

http://litopys.org.ua/hrushrus/iur80805.htm
пробовали звязати сї перекази з популярним в XVIII в., дуже прикрим дрогобицьким орендарем Зельманом Вольфовичом. Але се здогад сам по собі мало ймовірний, а для питання про аренду церков Жидами і зовсїм нїчого не приносить: в документах про Зельмана Вольфовича нема мови про церкви.

Известны иные толкования гаивки:

Труды Этнографическаго отдела Императорскаго общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Кн. 7. М., 1886. С. 145
"Песня содержит величальный мотив: для жениха и невесты, чтобы оказать им почёт, священник должен отпирать двери не обыкновенными, простыми ключами, а особенными, дорогими, купленными специально для этого в городе (Львове, Киеве, Холме и др.).

См. также понимание Зельмана, как мифологического персонажа
http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/fz/2010_13/4.pdf

В последней статье даётся резонная аргументация против "исторического" толкования:

Поїздку Зельмана вони розглядають як поїздку жида-орендаря за даниною, а походження сюжету пояснють тим, що в ХVІ - ХVІІ ст. польська влада з метою окатоличення українців здавала православні церкви на їхніх землях в оренду жидам-орендарям. Відтак селяни мусили платити, щоб посвятити паску, повінчатися, охрестити дитину2. Одначе формування сюжету гаївки саме на цих реаліях спростовує той факт, що на території Чехії та Словаччини, де подібної залежності не існувало, «Зельман» відомий ще з ХV ст.3. В цей час ще не існувало кабальної залежності від орендарів і серед православного українського населення, тому мігрувати на ці території з українських земель гаївка не могла також.

Выводы:

1. Известие об аренде иудеями церквей в 17 веке изначально появилось в Польше после войны с казаками.

2. Украинские источники 17 века не упоминают о таком притеснении.

3. Документов о коммерческом использовании иудеями церквей - нет.

4. Известие легендарно.

М. С. Грушевский:

http://litopys.org.ua/hrushrus/iur80805.htm
Документальних звісток про арендованнє Жидами церков і які небудь конфлїкти на сїм ґрунтї досї не викрито, невважаючи на деяке заінтересованнє сею справою

Сторонница версии об аренде Олена Пчiлка подтверждает отсутствие документальных известий 17 века.
http://ukrlife.org/main/evshan/pchilka5.html

См. также Костомарова и Соловьёва.

http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kostom/kostom36.htm
http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv10p1.htm

Наконец

И. Галант. Арендовали ли евреи православные церкви на Украине? // Еврейская старина. - 1909. - №. 1. - С. 81 - 87

http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant-001.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant-002.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant-003.jpg

Как контраргумент, особенно интересно молчание об обвинении в источниках, излагающих претензии жителей Украины 17 века.

1) Из-за небрежности первого издания "Летописи Самовидца" (Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и междуусобиях, бывших в Малой России по его смерти. Доведена продолжателями до 1734 года. - М., 1846. - С. 5) и Галант, и Костомаров, и Пчiлка сочли "Краткое описание Малороссии" частью этого памятника 17 века. Подробнее о том, как "напечатанное, однако ж, сплошь в тексте летописи, введение это невольно вводило в заблуждение многих историков, принимавших его за органическую часть Самовидца" объясняется в предисловии к изданию

Летопись Самовидца по новооткрытым спискам. С прил. 3-х малороссийских хроник: Хмельницкой, "Краткого описания Малороссии" и "Собрания исторического. - Киев: Киевская врем. комиссия для разбора древних актов, 1878. - C. 12 - 13
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant-006.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Galant-007.jpg

Очевидно, что ошибка издателей 1846 года придала легенде дополнительную убедительность в глазах некоторых историков 19 века.

В действительности, Летопись Самовидца, крайне неприязненная к иудеям, ничего не говорит об обвинении в аренде церквей.
http://litopys.org.ua/samovyd/sam08.htm

2. Ректор Киевской академии и архимандрит черниговский Елецкого монастыря Иоанникий Галятовский написал антииудейское сочинение "Мессия правдивый" (издано в Киеве в 1669 году).
http://www.lechaim.ru/ARHIV/216/shpirt.htm

Н. И. Костомаров, - сторонник легенды, - приводит диалог христианина и иудея в этом сочинении:

http://magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom40.htm
Не следует дозволять вам, жидам, строить свои божницы, а, напротив, надобно их разорять, потому что в ваших божницах вы произносите желания христианам того, что постигло несчастного Амана".

"Зачем же, - спрашивает иудей, - вам разорять наши синагоги, когда мы не делаем ничего худого вашим церквам?"

Как справедливо замечает Костомаров, здесь было бы уместна ссылка на недавнюю аренду церквей. Но у Галятовского христианин никак не опровергает ответа иудея.

3. В 1632 году на польском сейме православные братства выдвинули следующие жалобы на притеснения:

http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak5104.htm#number3
"В Киеве церковь св. Софии и другие опустошены, равно как и Выдубицкий монастырь, находящийся во владении униатов. В Луцке церкви обращены в корчмы. В Холме, Львове и других местах запрещено ходить открыто с Св. Тайнами к больным и провожать тела умерших христиан до могилы. В Вильне церкви обращены в корчмы, кухни, гостиницы; православных выгнали из магистрата и цехов и людей невинных заключали в оковы, сажали в подземные тюрьмы ратуши; если кто отказывал по духовному завещанию что-либо на Церковь, запрещено было принимать; на шляхетских грунтах по силе королевской грамоты не допускали ставить каменную церковь (разумеется Свято-Духовская); мандатами из надворных судов и иными позвами людям невинным причиняли всякое беспокойство и наносили им притеснения и обиды разными другими способами. В Минске церковный пляц отдали на татарскую мечеть. В Полоцке принуждали к унии оковами, а других выгнали из города. В Турове насильно отобрали церкви с имуществами и православного владыку (т. е. грека Авраамия Стагонского) выгнали из города. В Пинске священников-неунитов забивали в бочки и мучили. В Орше, Могилеве, Мстиславле и разных других городах церкви запечатывали и не дозволяли молиться Богу даже в шалашах. В Ковне церковь разграбили и церковные земли отобрали. Монастыри Трокский, Лаврашевский, Гродненский и другие до крайности опустошены. В Бельске состоялся такой декрет: если кто из мещан не пойдет за процессиею из церкви в костел, то будет казнен смертию. В Мятзеле люди греческой веры были насильно принуждаемы к унии тамошним старостою и осуждены, подобно арианам, на изгнание из города... На все это есть верные доказательства, хотя и не все в точности расследовано на месте. Что же касается нашего Виленского братства, то все причиненные ему обиды и притеснения мы можем перечислить по порядку и подтвердить выписями из книг трибунальских, земских и гродских".

4. Дьякон Павел Алеппский, который в середине XVII века сопровождал антиохийского патриарха во время его путешествия в Москву через украинские земли, писал путевые заметки, в которых зафиксировал рассказы местных жителей о причинах восстания. В каждом городе он посещает местные церкви (в одном из них жители попросили "патриарха освятить их церковь, ибо проклятые ляхи в неё входили, разбили образа и осквернили её"). Интересовали автора заметок и обвинения в адрес иудеев: "заведовали таможнями и вконец поработили казаков" ( Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 2005. - С. 142), "неверные не довольствовались угнетением их, но совершали насилия над их женами и дочерьми" (Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 2005. - С. 151). Обвинения в аренде церквей в сочинении Павла Алеппского нет.

Т. о., легенда об аренде церквей не была известна украинским современникам и, очевидно, пришла к украинским авторам 18 века извне.

История РПЦ

Previous post Next post
Up