http://www.media-office.ru/?go=550446&pass=59d9ccd987e3c3407a8c60fce72a8649Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской
В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян.
Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.
Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14
В базе данных "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" смерть о. Михаила описана так:
Свято-Тихоновский богословский институт Жидяев Михаил
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]
Служение
Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
священник
Год окончания 1918
Кончина
1918
расстрел
Место Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
Расстрелян за околицей села
Села под названием Кочувахино в Кунгурском уезде не существует. Судя по тому, что Кочебахтино превратилось в Кочувахино, а Жедяев в Жидяева - информация в Базе Данных восходит к переводному источнику.
То, что нашёлся священник, который встал на сторону беднейших прихожан, вполне объяснимо.
Церковный причт жил рядом с крестьянами, знал их проблемы, сочувствовал им и бывало, что пытался помочь: от сочинения и написания жалоб на помещика (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. 3. 1771-1795. - М.: Терра, 1993. - С. 201) и вплоть до участия в бунтах - Пушкин, работая в губернских архивах над «Историей Пугачева», пришел к выводу, что всё духовенство «доброжелательствовало» восставшим. В 1826 г. Николай I предписывал обер-прокурору обратить внимание на то, что во многих местах священники ободряли крестьян и руководили ими в неповиновении помещикам (Кондаков Ю. Государство и православная церковь в России. -СПб., 2003. - С. 264). Усмиритель крупнейшего крестьянского восстания 1861 года в Пензенской губернии ген. Дренякин рапортовал о «священнике с. Студенки Федоре Померанцеве, по показанию крестьян, один из главных виновников возмущения, и одном дьяконе, причастном к делу, которые по степени их должны понести заслуженное наказание. Священника Федора Померанцева, вдовца, мнением своим я положил отправить в пример прочим навсегда в Соловецкий монастырь. Кроме того, имею в виду еще 4 священников, неодобрительно себя ведших по случаю объявления Манифеста» (Там же. - С. 285).
Ещё два примера.
Мемуары Романа Гуля о начале 1918 года:
http://www.bibliotekar.ru/belaya-armiya/3.htmТри вооруженных казака ведут мимо обоза человек 20 заложников, вид у них оборванный, головы опущены.
«А, комиссары!» - кричит кто-то с подводы.
«Смотрите-ка, среди них поп!»- «Это не поп,- это дьякон, кажется, из Георге-Апинской. У него интересное дело. Он обвинил священника перед «товарищами» в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники, и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли...»
Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. - М., 2006. - С. 102).
Спасибо,
пользователю voencomuezd
выложившему некоторые ссылки по вопросу
http://shatsky.livejournal.com/13040.html?thread=50928#t50928 Правые социалисты и белый террор: Ижевск, 1918 год
* «Альтернативы», 2004 г., № 2
Чураков Д.О. - к.и.н., доц. МПГУ им. В.И. Ленина Так же был схвачен и расстрелян проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин, многие другие.30
30. ЦГА УР. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 37. Л. 5-5 об
http://voencomuezd.livejournal.com/667.htmlЯ. Никулихин, питерский рабочий и красноармеец - книга «На фронте гражданской войны», Петроград, 1923 г. Единственный экземпляр находится в Ленинке:
На моей памяти было два случая, когда деникинцы расстреляли двух советски - настроенных попов.
Еще раз повторяю, таких было очень немного. В массе своей духовенство было на стороне белых, им отдавало свое влияние и свои силы и вместе с ним разделяло тяжкое поражение всего контрреволюционного фронта».
От белого террора страдали не только сторонники большевиков. Как приверженец независимости Кубани, был повешен член Кубанского правительства, священник Калабухов.
Воспоминания протопресвитера деникинской армии Г. Щавельского
http://www.pobeda.ru/content/view/4804Трения между ген. Деникиным и казаками продолжались всё время, но особенно они обострились после повешения ген. Покровским в Екатеринодаре (кажется, в ноябре 1919 г.), Калабухова, члена Кубанского правительства по внутренним делам. Кстати: Калабухов - священник, не только не снявший сана, но и не запрещенный в священнослужении. Многие из пришлых и не подозревали этого, ибо Калабухов всегда ходил в черкеске, с кинжалом. Когда Калабухова повесили (это было ночью, около трех часов утра), Кубанский епархиальный Совет спохватился и, экстренно собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра, вынес постановление: запретить Калабухова в священнослужении (уже повешенного).
Тема малоисследованная (поскольку, хотя и по разным причинам, не интересовала ни красных, ни белых). Очевидно, что от красных в Гражданскую войну духовенство пострадало значительно больше. По оценкам того времени:
http://www.archive.org/stream/maroonedinmoscow00harr/maroonedinmoscow00harr_djvu.txtA number of priests had been arrested for counter-revolutionary activities and as far as he had been able to compile a list, which was difficult owing to poor facilities for communications, three hundred and twenty-two bishops and priests had been executed since the beginning of the Revolution.
Некоторое количество священников было арестовано за контрреволюционную деятельность и, насколько он смог составить список, что было трудно из-за скудных возможностей для коммуникаций, триста двадцать два епископа и священника были казнены с начала Революции.
(Из рассказа патриарха Тихона американской журналистке и писательнице Маргарет Харрисон в 1920 году)
http://www.dk1868.ru/history/melg3.htmПроф. Sarolеa, поместивший серию статей о России в эдинбургской газете "Thе Scotsman" в очерке о терроре также касается статистики смерти (No. 7, ноябрь 1923 г.). Он подводит такие итоги большевицким убийствам: 28 епископов, 1219 священников