Если не ошибаюсь, чемпион по номинациям в этом году (13 штук), самый академичный и, уже скорее всего, самый титулованный фильм Дэвида Финчера, действительно в чём-то загадочный и достаточно сложный для просмотра фильм. Это история Бенджамина Баттона от рождения и до самой смерти, которую поведал сам Баттон в своём дневнике. Его читает дочь своей матери, знавшей и любившей Бенджамина, а теперь умирающей в одном из госпиталей в Новом Орлеане в то самое время, когда туда пришёл ураган Катрина.
Загадочная история? В принципе, шибко загадочного в ней нет… практически ничего, за исключением одного: Бенджамин живёт задом наперёд. Он родился стариком, сморщенным и болеющим всеми возможными старческими болезнями, а потом вдруг начал молодеть. И в то самое время, когда его близкие становились старше, беспомощней и, в конце концов, умирали, Бенджамин, наоборот, набирался сил, свежел и вообще становился эдаким красавчиком с лицом Брэда Питта.
Казалось бы, живи и радуйся! Всё самое паршивое ты уже пережил в детстве. В будущем тебя не ждут ни болезни, ни беспомощность… Но… За всё надо платить и ты расплачиваешься своей личной жизнью, счастьем, очень и очень многим. Сначала ты слишком стар, а потом, как это ни странно, слишком молод, даже юн. Нет смысла пересказывать многие коллизии и ситуации, с которыми столкнулся бы человек, будь ему уготована такая судьба. Надо просто посмотреть фильм и сделать для себя какие-то выводы. Или не сделать, но всё равно почувствовать, что какой бы ни была твоя жизнь, она всё равно развивается по определённым законам, всё равно что-то ты получаешь, а что-то у тебя отбирают. И всё равно мы уходим туда, откуда пришли… Как ни крути.
Если бы не такая «загадочность», историю Бенджамина Баттона можно было бы считать обычной биографией: человек рождается при не самых лучших обстоятельствах, обретает приёмную семью, влюбляется, путешествует, участвует в исторических событиях, теряет любимую, а потом опять её встречает… Всем этим занимались многие и многие художественные персонажи… даже Форрест Гамп делал ЭТО! Во истину, сюжетов в этом мире не так уж и много…
Но! Но! Я ни в коем случае не критикую и не собираюсь проводить параллели. Ибо жизнь Бенджамина, история, всё это вторично… на первом плане здесь жизнь, как она есть. В фильме просто заложен такой посыл… его сложно выразить словами, но это именно то, как мы воспринимаем жизнь и это именно то, что она есть. Такой некий вселенский закон, положенный на киноплёнку.
К самому сюжету можно относиться по-разному. Меня, например, почему-то всё время не покидало ощущение ассоциации с прошлогодней «Молодостью без молодости» Копполы. Но в любом случае нельзя отрицать одного: фильм заставит вас подумать… либо заснуть :)
«Загадочная история» идёт три часа, идёт неспешно, а потому иногда кажется, что она длится и все пять часов. Много подробностей, много персонажей… как я уже говорил, это жизнь. Иногда кажется, что всё могло бы и побыстрее происходить, а потом понимаешь и принимаешь правила этой игры. Да, фильм смотреть, лично мне, было несколько тяжеловато, но при этом взгляд же не оторвать было! Вот в чём фокус. Сюжет так «цепляет» события друг за другом, что постоянно кажется, что если ты отвлечёшься, если не досмотришь до конца, то упустишь что-то невероятно важное, именно то, что откроет тебе глаза, без чего всё остальное будет бессмысленным. Вот это здорово!
А из актёров… Не сказал бы, что Брэд Питт шибко впечатляет, хоть и роль у него, прямо скажем, не из лёгких. А вот женщины тут не подкачали, а точнее Кейт Бланшетт и Тильда Суиндон. Причём, у последней не такая уж и большая роль: в жизни Бенджамина Баттона это всего лишь эпизод, но как она здорово сыграла! От неё буквально прёт энергетика, она буквально оживляет кадр, придаёт ему движение.
К слову сказать, именно сейчас мне подумалось вот что… Я долго думал, почему фильм мне понравился, но я не прыгаю от восторга. В чём проблема? Долго не мог найти для себя ответ, кроме как «слишком спокойное длинное и подробное повествование». А на самом деле ответ проще: статика! Фильм слишком статичен. Поэтому он кажется таким медленным, поэтому его иногда так тяжело смотреть. Статика в кадре и статика во всём повествовании. Но, поскольку фильм большой, где-то этого больше, где-то меньше, а где-то и нет вообще. Вот, в частности, вся история с Тильдой Суиндон смотрится «на ура!», в то время как, например, отдельные эпизоды любви Питта-Бланшетт выглядят как-то пресновато. Это моё личное, что называется, мнение.
Такой вот фильм. Сложный, спорный, с двойным дном в хорошем и плохом смысле, философский, а главное, жизненный!