#обвинение_жертвы
ПРО ОБВИНЕНИЕ ЖЕРТВЫ
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B Был в школе такой предмет - ОБЖ. Там на удивление неплохо рассказывали, что такое "виктимное поведение". Объясняли так: твое поведение может сделать тебя более или менее удобной мишенью для преступников, но оно не оправдывает преступника. Такие вещи иногда даже в школе проходят. Каково же было мое удивление, когда я стала более внимательно прислушиваться к обсуждениям преступлений и читать комментарии к новостям о преступлениях. Из них сплошь и рядом выходило, что в преступлениях виновата жертва. Каким образом могла вдруг случиться такая кривизна в рассуждениях?
Чтобы в этом коллективном бессознательном бреде разобраться, стоит уточнить, что такое вообще "вина".
Берем определение из словаря "Вина, Чувство вины - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъекта, то возникает чувство досады, а не вины. Вина в отличие от стыда связана с переживанием ответственности за собственные действия, мысли и желания, которые (как человеку кажется) могли нанести вред другому, а стыд связан с ощущением собственной плохости, отвратительности и униженности в глазах другого человека."
Понятие "вина", которое используется в праве, для жертвы вообще неприменимо.
Удивительно, но именно понимание этого слова - "вина" - дается людям с нечеловеческим трудом.
Кроме того, еще более сложным для восприятия публики является то, что даже если ты ведешь себя "виктимно", не избегаешь опасностей сознательно ли, вынужденно ли, по незнанию ли - это никак не делает тебя виноватым в преступлении, и вину преступника не снижает.
В связи с этим, в сознании жертвы преступления, если она вела себя виктимно по незнанию или сознательно, но не до конца осознавала масштаб опасности, ощущение досады от того, что неправильно оценивала опасность, превращается в "вину", под давлением общественного "самавиновата, что не оценила опасность". В результате такого подхода жертва не может добиться наказания преступника, т. к. не чувствует моральной правоты - она же "сама себя так вела".
Жертва могла думать так - "все же ходят (делают, носят) и с ними ничего не случается". Так и есть - при одинаковом поведении с некоторые становятся жертвами, а некоторые нет. При виктимном поведении есть чуть большая вероятность этого, но не прямая связь.
В связи с этим напрашивается еще одно подозрение, а может общество жульничает, приписывая "вину" жертве, а не не понимает ? Ведь тогда нужно ловить преступника, а он ах какой страшный, сочувствовать и помогать жертве, а жертва эта вдруг на шею сядет, вот еще на нее силы тратить, и в конце концов "мне вапще нихто не помагал". Это жульничество, осознанное или "инстинктивное", которое делается в надежде на то, что те, кто преступление пережил, находятся в шоке и подавленности и его "не заметят", в то время как можно будет не предпринимать действия для поддержки жертвы. Да, жульничество облегчает жизнь, снимает обязанность такого ответственного поведения, как поддержка и защита жертвы. Все эти люди, кто говорит о вине жертв - жулики, ознательные или по недомыслию. Это самое мягкое, что можно о них сказать.
При столкновении с такой ужасной вещью, как насилие, пытаясь найти выход, сознание хочет думать, что преступление произошло не случайно, а за какие-то "грехи" жертвы - это называется феномен "веры в справедливый мир"
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80. Он эффективно поддерживает это самое жульничество по обвинению жертвы из обычных корыстно-эгоистических побуждений.
Эти мотивы:
- непонимание термина,
- эгоизм
- "вера в справедливый мир"
могут присутствовать как по отдельности, так и взаимопроникать и присутствовать одновременно. В результате их наличия и приклеивается "вина" к жертве.
Что можно с этим всем делать? Самое малое - это хотя бы уличать тех, кто употребляет слово вина по отношению жертве, в некорректном применении понятия "вина".
Главное - пока в обсуждениях будет акцент на том, "что не так сделала жертва", то глупое массовое сознание и будет ее обвинять, т. к. оно воспринимает все огрубленно и упрощенно, как испорченный телефон, не позволяющий воспринимать информацию точно. Поэтому на обсуждения жертв у феминисток такая негативная реакция, т. к. хочется донести главную мысль, минуя испорченный телефон, т. е. без деталей, за которые может зацепиться неустойчивая психика адресата, чтобы он не мог отвлечься на детали и опять не понять - что при любом поведении жертвы виноват преступник, что жертву надо поддерживать, помогать добиться справедливости, а не выискивать у нее с лупой "виктимное поведение".