Начну с объяснений. Я конечно понимаю, что подменять полноценный пост очередным отзывом о фильме, это некоторая халтура. Всегда старался, чтоб дневничок содержал оригинальный контент (плохое слово, согласен, но суть отображает лучше всего), а киноотзывы всегда слегка попахивают конъюнктурщиной. Однако, встречается иногда творение, мысли о котором так и просятся на бумагу (все они собраны под тэгом
кино) и приходится писать.
Правда, Бог обещал подумать над созданием отдельных вкладок, где я смогу выкладывать мысли о предметах искусства так или иначе обративших на себя мое внимание. Так что возможно, через некоторое время появятся отдельные разделы для подобных кино-, книго- и музыкальных обзоров. А пока - пишу здесь.
Так вот, посмотрел на неделе фильм Гарика Сукачева
"Дом солнца". Это про хиппи. Про советских хиппи. Действие происходит в начале 70-х, то есть параллельно американскому хиппи-движению. Что любопытно, цель протеста у них та же - Вьетнамская война. По исторической справке, акции советских хиппи происходили возле американского посольства, однако в фильме это не отражено. Да и черт с ним, не об этом хотелось рассказать.
Разумеется, невольно начинаешь сравнивать фильм с единственным пока громким фильмом о субкультуре - со «Стилягами». И мне кажется, что сравнение никак не в пользу «Стиляг». Первое что их сильно отличает - «Стиляги» таки мюзикл, а значит произведение не документальное и весьма вольно все излагающее. Ну, и все подающее в гротескной форме, для большей контрастности картинки. «Дом солнца» же претендует на большую документалистичность. Тут вполне реальные, исторические события (разгон марша и концерта «Машины времени»). Более, на мой взгляд, проработаны декорации, костюмы и реалии того времени. Но самое главное - сам настрой фильма. В «Стилягах» весь фильм о том, как яркие, индивидуальные и оригинальные личности противостояли серой, в своей монолитности, советской системе. Не о субкультуре и людях в ней, как таковой, а о борьбе с быдлячей Советской властью. Даже скорей не о борьбе, а о мимикрии под неё. И как бы хорошо он не был снят (с удовольствием пересматривал «Стиляг» дважды) чувство того, что фильм снят на деньги из вполне конкретных карманов и с вполне конкретной целью, не проходит. «Дом солнца» вызывает прямо противоположенные чувства. Да, в нем показаны гонения на хиппи и на рок-субкультуру со стороны советской власти. Но совершенно иначе показан сам СССР. Нет беспросветной серости и унылости, однообразной людской массы, из которой должные выделиться главгерои. Обыватели, обычные люди, одеты так, как мы привыкли их видеть на редких цветных фотографиях из нашего детства. Девушки летом одеты в светлое и легкое, как обычно, а не забраны в серое сукно как в «Стилягах». В одежде мужчин есть место и футболкам и рубашкам и даже - страх сказать! - рубашкам с узорами. КГБшник, разумеется в уставном костюмчике, студент-дипломат тоже, но не более. Никакого мундирного однообразия. Все одеты пусть и не очень изящно, на современный взгляд, но разнообразно и ярко. Читал я о фильме «Стиляги» где говорилось, что они (создатели) были вынуждены создать гротескные образы, что отделить стиляг от обывателей. Так вот, «Дом солнца» отлично показал, что и без этой гротескности хиппи отлично выделялись на фоне простых граждан. Может, просто надо не на костюмах зацикливатся, а на героях и сюжете?
Так или иначе «Дом солнца» куда больше похож на правду жизни, нежели кукольные «Стиляги». Ну и понравился он мне соответственно куда больше.
Особенно то, что фильм основан на реальных событиях.
P.S. Безмерно порадовало заявление пионерки-радиохулиганки, когда она перебирая подаренные грампластинки с иностранной музыкой, отложила в сторону пластинку «Black Sabbath» со словами “Этот чувак - левый. Ниче, я её каким-нибудь лохам солью»