О воле и неволе
Наши заокеанские потенциальные партнёры отмечают сегодня Национальный день свободы - в этот день 1865 года в их конституцию была внесена знаменитая 13-ю поправка, гласящая: «В Соединённых Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено». Не вдаваясь в обсуждение этого весьма достойного пассажа, отметим курьёзное обстоятельство: в «штате магнолии», Миссисипи, с ратификацией упомянутой поправки протянули аж до 1995 года - причём и после этого умудрились отправить на госрегистрацию только год назад, в январе 2013-го… неужели, выжидали?.. Ну ладно…
…За полтора века до этого события, 1 февраля 1713 года, случилось происшествие, вошедшее в историю как «Бендерский калабалык» - и оно означало несвободу для нашего старого знакомца, шведского короля Карла XII. Бендеры, входящие сейчас в непризнанное Приднестровье, тогда принадлежали султану; а турецкое слово «калабалык» означает что-то вроде «заварухи» - любопытно, что примерно в таком же смысле оно, как говорят, до сих пор употребляется в шведском. Впрочем, по порядку…
…Благополучно удрав
из-под Полтавы, Карл оказался во владениях Ахмета III - поскольку отношения султана с Россией были непростыми, шведскому королю оказали умеренные почести, и даже взяли на содержание. (Причём с остатками войска - численность неясна, но называют цифру до десяти тысяч. Вероятно, в основном, это были казаки Мазепы - кстати, сам гетман вскоре заболел, и умер «заеденный вшами»… что бы этот жутковатый диагноз ни означал).
Карл, между тем, довольно быстро оправился от полученного ещё перед Полтавой ранения в пятку - и развил кипучую деятельность. Выстроив вокруг Бендер два или три лагеря (в город его не то не пустили, не то сам не захотел), король, фактически, продолжает править Швецией - а заодно плести интриги против Петра.
Надо сказать, наш царь ничуть не отставал, и даже почти договорился о высылке супостата, но немного перестарался - начал пугать медлившего султана войной. Султан не испугался, и объявил войну сам - разумеется, не из-за Карла, а из-за появления русского флота в Азовском море, и собственно Азова. В 1711 году состоялся печально известный Прутский поход - Пётр двинулся в Молдавию, но оказался окружён превосходящими турецкими силами… надо признать, царю повезло - турки забрали Азов, и отпустили его восвояси. События происходили буквально в двух шагах от местопребывания Карла! Тот примчался к султану, требовал армию, уговаривал добить русского царя - но, что называется, не встретил понимания… (Между тем Пётр, не чая как поскорее выбраться из Прутской ловушки, и предполагая тесное сотрудничество своих противников, готов был включить в условия мира передачу шведам завоёванных на Севере земель - кроме Петербурга - и даже Пскова!)
Впрочем, до этого не дошло - турки всего лишь оговорили беспрепятственный проезд Карла домой!..
…Дело в том, что гость им к тому времени поднадоел - слишком много хлопотал под самым боком; к тому же султан убедился, что русский царь не так уж страшен, и надобность в шведском союзнике отпала. С восточной неторопливостью, Карлу начали намекать - например, прислали табун лошадей, и мешок золота на дорогу… но упрямый король прикидывался непонятливым!
(Мы-то его понять можем - путь лежал через враждебную Речь Постполитую, в которой, к тому же, находились русские войска). Дело затянулось до 1 февраля 1713-го - а в этот день крымский хан Девлет-Гирей с изрядным войском подступил к королевской резиденции.
Собственно, поначалу это было только демонстрацией, однако пылкий Карл, по свидетельству очевидца-казака «…плевав на… турков, с великою яростию, говорил, что он хочет тут умирать, а не пойдет, пущай доставают ево, а он будет с ними боронитца». Турки и татары двинулись вперёд, но оказались под огнём - Карл и три сотни верных ему шведов ожесточённо отстреливались из-за импровизированных баррикад! (Говорят, впрочем, и о четырёх десятках человек - причём, осаждавших было не менее десяти тысяч!)
Мало-помалу, между гостями и хозяевами завязалась настоящая битва - с применением артиллерии, сабельной рубкой, и изрядными взаимными потерями - Карлу, например, отстрелили кончик носа! Дело закончилось тем, что король выскочил из горящего дома, запутался в шпорах и упал - тут-то его и схватили. Как сообщал тот же очевидец: «…янчары, подхватя ево, короля, привели в намет к паше, которой ево для почтения просил сесть в стул, но он, плюнув ему в бороду, тотчас лег на постелю ево, пашину, и бранил..». И впрямь - «калабалык»!..
PS: Со всяческими почестями неугомонного короля отправили в Адрианополь - где он благополучно пробудет гостем султана ещё почти год. (Говорят, дело представили как самодеятельность Девлет-Гирея - причём сам он, вроде бы, поплатился ссылкой. Скорее всего, тот выполнял прямое распоряжение - султан до последнего пытался сохранить лицо). Так или иначе, в 1714-м Карл, в конце концов, уедет - и промчится пол-Европы за две недели, чтобы ещё через четыре года сгинуть на войне в Норвегии - причём от неизвестно кем пущенной пули…
PPS: Что касается Бендер, то там и сейчас раскапывают окрестности в поисках несметных сокровищ, спрятанных то ли Карлом, то ли Мазепой… но это - совсем другая история.
Напоследок. 1 февраля 1968 года родилась Лиза Мари Пресли - единственная дочь Элвиса и Присциллы Булье Пресли. Среди её четырёх мужей - такие примечательные люди как Майкл Джексон и Николас Кейдж - правда, брак с первым продлился двадцать месяцев, а со вторым - чуть больше трёх. А ещё Лиза Мария поёт…
Click to view
Спортивные обозрения