О «ручном письме» - и Мейсенском фарфоре
Сегодня - National Handwriting Day, что переводят как «День ручного письма», или даже как «День почерка». Как Вы, конечно же, догадались, придумала это мероприятие «Ассоциация производителей пишущих принадлежностей» - надо думать, несущая год от года всё бо́льшие убытки… Конечно, стоило бы предаться ностальгии, или посокрушаться о печальных перспективах человечества, которое вот-вот окончательно разучится держать в руке карандаш, - но, если честно, не очень хочется. С таким же успехом можно сожалеть о фактическом исчезновении профессии машинистки…
…К слову, в своё время А. М. Горький, рассуждая в каком-то письме о писательском искусстве, выскажется в том духе, что «пишущая машинка должна отрицательно влиять на ритм фразы»… что ж - ещё Хемингуэй писал карандашом, но можно ли в наши дни представить литератора без компьютера?.. Единственный минус, который приходит в голову - от современных «инженеров человеческих душ» не останется черновиков - а какое роскошное зрелище являют нам, например, рукописи Пушкина!.. (С другой стороны - то же был Пушкин… может, и к лучшему, что от нас не останется?..)
…Идём дальше. Двадцать третьим января 1710 года датируется указ об учреждении «фарфоровой мануфактуры Короля Польского и Курфюрста Саксонского» в Мейсене. (Или, если угодно, Майсене - одним словом: Meißen). Так на свет явился первый европейский (да и вообще - «некитайский») фарфор!..
…Известно, что китайцы (отличавшиеся в старину чрезвычайной креативностью) опередили остальной мир примерно на тысячелетие - хотя, называются и более отдалённые времена. (Кстати, слово «фарфор» пришло в русский (и только в него!) из персидского - там оно означало «сын неба»… то есть, собственно, китайского императора; более распространённое «порцелан» произошло от названия блестящей морской раковины (долгое время просвещённые европейцы искренне полагали, что таинственная посуда делается из ракушек); наконец, вполне международное «чайна»… ну, тут пояснения излишни. Впрочем, мы отвлеклись).
…Достаточно долго китайцам удавалось сохранять своё ноу-хау - и завидный экспортный товар. (Если быть точным - императоры охраняли секрет от всех остальных китайцев; видимо, искусство копирования процветало в Поднебесной исстари). Как говорят, производство велось в изолированных цехах, так что мастера знали не более одной операции… более того - по окончании трапезы, повелитель педантично разбивал всю посуду… Некоторые куски, тем не менее, перепадут европейским шпионам - но дать ладу этим артефактам не получилось даже у всесильных Медичи…
…Однако - всё, когда-либо открытое, может быть открыто заново!.. (Как говорят, отец русского фарфора и сокашник Ломоносова по Марбургу, Дмитрий Виноградов, тоже дошёл до секрета изготовления «чистого порцелина» самостоятельно - всего-то на три десятилетия позже Иоганна Фридриха Бёттгера и Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса). …Источники придерживаются разных мнений насчёт роли каждого из вышеназванных - для нас же важно, что в самый ответственный момент работали они вместе.
…Дело было так: сын ювелира и чеканщика, Бёттгер на чужие деньги насмотрелся сызмальства - потому, будучи отосланным в Берлин для обучения ремеслу, шестнадцатилетний Иоганн немедленно ступает на шаткую стезю алхимика… И - на удивление - преуспевает настолько, что вскоре умудряется позолотить несколько монет при изрядном стечении народа! …Был ли то трюк - нам неведомо, но слухи доходят до прусского короля Фридриха Вильгельма I; известный своей скупостью папаша будущего Фридриха Великого немедленно приказывает схватить столь ценного специалиста!..
…Но тому удаётся сбежать - в объятия короля польского, великого князя литовского и курфюрста Саксонии Августа Сильного. Выясняется, что родом Бёттгер именно из Саксонии - и, после некоторого препирательства, «королю-солдату» приходится уступить. Август жалует беглеца баронским титулом, изрядным жалованьем - и… тоже ждёт от него золота!.. (Напомним - король как раз ведёт Северную войну в качестве не слишком верного союзника нашего Петра… деньги нужны позарез!) Увы… опытам по трансмутации Иоганн Фридрих предпочитает гулянки… и, спустя некоторое время, оказывается под замко́м - в своего рода «шарашке». Здесь он вполне бесполезно проведёт три года - пока алхимика не затребует упомянутый фон Чирнхаус.
…Этот достойный учёный муж к тому времени преуспел в изготовлении оптических зеркал - и всерьёз занимается секретом фарфора. Бёттгера отправляют в замок Кёнигштайн - и, сравнительно скоро, этот тандем получит rothes Porcelain - так называемый, красный (или яшмовый) фарфор - по сути, пока ещё майолику… но эксперименты продолжатся. Остаётся удивляться прихотливости случая (или Провидения?) сведшего вместе этих людей (а также все необходимые для их работы компоненты) в окрестных саксонских землях… Так или иначе - в 1708-м на свет явятся первые образцы твёрдого фарфора (открытого независимо от китайцев и существенно превосходящие древний аналог по качеству!)
..Увы, тогда же Чирнхаус умрёт от дизентерии - а годом спустя Бёттгер рапортует Августу об открытии «отменного белого фарфора с изысканнейшей глазурью»… не забыв упомянуть о своём приоритете. (Заметим: за это время король успеет лишиться трона после нападения шведского Карла - и вернуться после нашей Полтавской победы). Изобретатель будет осыпан почестями - но фактически останется под арестом до смерти в 1719-м. (В плане сохранения секретов европейцы ничем не отличаются от китайцев… или кого-либо ещё). Бёттгер скончается в возрасте тридцати семи - скорее всего, от отравления, заработанного многими годами химических экспериментов. Как говорят, философский камень он продолжал искать до конца дней…
PS: …По воспоминаниям Екатерины Катуковой, вдовы прославленного маршала, в 1945-м СССР чуть было не забрал Мейсенскую фабрику в качестве трофея - но один из инженеров сумеет добраться до жены танкового генерала. Немец просил сто граммов сусального золота - и обещал полсотни сервизов в счёт репараций… Дело дойдёт до Сталина, который милостиво распорядится: «Дайте триста граммов золота и пусть делают сто сервизов». Предприятие останется на месте - с благодарственной табличкой: «Фрау Катукова спасла фабрику». Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 23 января 1948 года родилась Анита Мари Пойнтер, бывшая певица успешнейшей американской группы, лауреата трёх «Грэмми», «Pointer Sisters».
Click to view
Click to view
И ещё. 23 января 1953 года родился Робин Зандер - певец успешнейшей американской пауэр-поп группы «Cheap Trick».
Click to view
Click to view