В этот день… 6 декабря

Dec 06, 2013 00:00

О воцарении императрицы Елизаветы Петровны

В ночь на 6 декабря 1741 года в России случился дворцовый переворот - к власти на два десятилетия придёт «дщерь Петрова» Елизавета; историографы склонны считать её правление «лёгким», соответственно, в общественном мнении сложится образ достаточно легкомысленной царицы…



Отчасти, так оно и было - повеселиться Елизавета любила; однако за эти годы мы побили шведов; вошли в Берлин (правда, ненадолго - зато отняли у Фридриха Кенигсберг; причем русской короне успел присягнуть сам Иммануил Кант)… что ещё?

Развернулся во всю мощь Ломоносов; Растрелли построил Зимний дворец; Фёдор Волков открыл первый театр - а Беринг пролив своего имени… между прочим, впервые в нашей истории была отменена смертная казнь -  да и много чего ещё произошло важного! Так что, можно с полной уверенностью утверждать, что правление Елизаветы стало своеобразным мостиком от Петра I к «просвещённому абсолютизму» Екатерины II… а вот, поди ж ты - мы лучше осведомлены о любовных похождениях царицы; а ещё - о том, что она не могла уснуть, пока ей хорошенько не почешут пятки! Ну, ладно…



Елизавета была второй дочерью Петра и Екатерины - причём, фактически, незаконнорожденной, поскольку на брак у вечно занятого царя-реформатора время найдется только два года. Это не помешает ему отложить, в честь  новорожденной, торжества по поводу Полтавской победы; а затем изобрести для Елизаветы и её старшей сестры Анны титул цесаревны. (Анна впоследствии станет герцогиней Гольштейн-Готторпской, и умрёт родами в двадцать лет, успев, однако, подарить нам будущего императора Петра III).

С детства девочка отличалась редкостной красотой (правда, чересчур разборчивый французский посланник записал, что её портят рыжеватые волосы и курносость… Скажите пожалуйста!)




Кстати, именно к Бурбонам её собирались внедрить любящие родители - но те от матримониальных планов русского двора кое-как отвертелись; зато, в процессе подготовки, цесаревна успела овладеть французским чуть ли не лучше русского! (Именно с её лёгкой руки у нас распространится эта галломания - при том, что Елизавету искренне считают чуть ли не самой русской из отечественных  государынь).

Заметим: с замужеством у будущей императрицы вообще как-то не заладилось: приехал, было, Карл-Август Голштинский - да помер от оспы в разгар свадебных приготовлений.  Засматривался будущий Пётр II - но тут стеной встал Меншиков, который имел планы выдать за наследника собственную дочь.

В конце концов, оба сошли со сцены - а на троне воцарилась Анна Иоанновна, которую мы недавно вспоминали. При ней Елизавету фактически держали в чёрном теле - следствием этого плохого десятилетия станет её последующее пристрастие к веселью и роскоши; с другой стороны - именно тогда она заведёт полезные знакомства, например - начнёт запросто захаживать в гвардейские казармы!

Между тем, Анна Иоанновна умерла - императором объявят двухмесячного Ивана VI (правнука Ивана V, брата и соправителя Петра I). Меньше чем через месяц его матушка, Анна Леопольдовна, турнёт Бирона - и станет регентствовать сама. Фактически делами заправляли другие люди - а точнее, разные группы людей; одним словом, обстановка «в верхах» сложилась самая мутная - и подходящая для Елизаветы, которой, на минуточку, уже стукнуло тридцать два!




Надо сказать, нового переворота, в сущности, ждали - во всяком случае, о нём много болтали - но Елизавета казалась для роли, так сказать, «вождя»  чересчур легкомысленной, да и окружение у неё было какое-то низкое. (Там особенно выделялся лейб-медик, француз Лесток - жуткий бабник и авантюрист, о похождениях которого надо рассказывать отдельно; даже у многим ему обязанной «дщери Петровой» вскоре лопнет терпение, и тот отправится в очередную ссылку).

Анна Леопольдовна тоже не воспринимала заговор всерьёз - ей регулярно доносили о подозрительный телодвижениях цесаревны, но регентша ограничилась родственными увещеваниями - за что вскоре жестоко поплатится! Тем не менее, тучи над мятежниками потихоньку начали сгущаться, пошли слухи, что Лестока вот-вот арестуют, а тут - такое совпадение - гвардейским полкам приказали собираться на войну со шведами!

Итак, пасьянс сложился - «Час Х» настал: в ночь на 6-е Елизавета, помолясь, собирает кучку своих приближённых, надевает, для пущей внушительности,  кавалерийскую кирасу (по другим сведениям - преображенский мундир) - и твёрдой поступью шествует в казармы. Источники по-разному воспроизводят её диалог с преображенцами - но суть его очевидна. «Друзья, послужите мне, как служили отцу моему!» - воззвала Елизавета. «Матушка! Да  мы их порвём!» - взревели гвардейцы, которые были расположены к цесаревне и, вдобавок, не очень рвались на войну. «А вот этого не надо!» - охладила пыл вояк милосердная «дщерь Петрова».



Не надо, так не надо… Во главе трёх сотен преображенцев, Елизавета двинулась во дворец. Анну Леопольдовну с мужем повязали, что называется,  тёпленькими - а вот возле малолетнего императора приструнённые своей новой командиршей солдаты промаялись битый час, ожидая, когда тот соизволит проснуться; его сестру, правда, в спешке, крепко уронили…

Над Российской империей  взошёл рассвет новой эпохи!

PS: Из доблестных гренадеров благодарная императрица образует отдельную роту - «Лейб-кампанию»; впрочем, обалдев от своего привилегированного положения, эти новоявленные преторианцы вскоре превратятся в самую недисциплинированную часть русской армии; Пётр III их, разумеется, разгонит - а Екатерина сделает кавалергардами…



PPS: Незадачливое «Брауншвейгское семейство» будут перевозить с места на место - и, в конце концов, сгноят на родине Ломоносова, в Холмогорах, причём Анна Леопольдовна умрёт двадцати семи лет от родильной горячки (правда, её с почётом захоронят в Александро-Невской Лавре). Что касается царя-младенца, то он переживёт Елизавету - но ненадолго; последние годы (из своих двадцати трёх) Иван будет томиться в Шлиссельбургской крепости - и его попытаются освободить с боем, однако стража, следуя инструкции, тут же прикончит «известного узника»... По одной из версий, налёт спровоцирует ещё одна известная узурпаторша - Екатерина Вторая… впрочем, это - уже совсем другая история…

Напоследок. 6 декабря 1986-го Europe стала второй (после ABBA) шведской группой, прорвавшейся на первое место британского чарта… и вы наверняка знаете эту песню!

image Click to view


6 декабря, императрица Елизавета – «дщерь Петрова»

Previous post Next post
Up