В этот день… 16 июля - 3

Jul 16, 2017 14:00

О разном - включая автомобиль Фрезе - Яковлева

Сегодняшний день проходит сквозь века, нанизывая на себя целую гирлянду воистину эпохальных событий!.. Например, именно 16 июля 622 года начинается летосчисление по Хиджре - состоялся знаменитый переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Поскольку календарь будет принят спустя пятнадцать лет после события, отправной точкой, согласно воле халифа, станет не сама дата переезда (произошедшего в сентябре) - а первый день первого месяца того же года.

…В этот же день 1054-го окончательно оформится давно зревший христианский раскол - после очередных безрезультатных переговоров,  папский посланник возложит на алтарь Константинопольской Софии буллу с анафемой. Патриарх немедленно ответит - и, обменявшись проклятиями, православие и католичество пойдут разными путями…



…Принято считать, что именно в этот день 1860 года отец премии собственного имени Альфред Нобель впервые продемонстрировал мощь своего основного изобретения - динамита; но ещё более впечатляющим окажется 16 июля 1945-го, когда на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико была взорвана первая в мировой истории ядерная бомба (между прочим, это плутониевое изделие носило кличку «Гаджет»).

…Случилось и немало событий меньшего, но всё равно, нешуточного масштаба - вроде основания автомобильной легенды «Ауди» или публикации культовой «Над пропастью во ржи» Сэллиджера  - так что, не знаешь, что и выбрать…

…Потому, обратим внимание на менее известный, но крайне примечательный факт - и перенесёмся в Нижний Новгород, где 16 июля 1896 года на знаменитой выставке был представлен первый русский автомобиль.



…Разумеется, нам очень хотелось бы заявить о каком-нибудь отечественном приоритете, но не получится - Карл Бенц запатентовал свой двигатель  десятилетием раньше. Более того: известно, что до этого наши первопроходцы успели побывать на Всемирной выставке в Чикаго - и вряд ли могли пройти мимо выставленного там авто «Бенц-Виктория»… Впрочем - по порядку.

…Отставной лейтенант военного флота Евгений Яковлев владел предприятием под говорящим названием «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»; горный инженер Пётр Фрезе - «Акционерным обществом постройки экипажей «Фрезе и К°». Естественно, взявшись создавать отечественный автомобиль, первый взялся за двигатель и трансмиссию; второй - за кузов.

(Тут надо отметить, что разделение труда для начала автомобильной эры было типичным: одни предприятия делали шасси; другие, в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика - кузова. Российские экипажные мастерские добились такого совершенства, что в начале века «Мерседесы» комплектовались именно отечественными кузовами (которые красиво назывались «кароссери»). Новаторским было, как раз, желание партнёров объединить усилия для производства готового авто).


 

…Итак, похожий на конную пролётку автомобиль Фрезе-Яковлева мог развивать скорость в 20 вёрст, весил 300 кг - и стоил полторы тысячи рублей. Существуют разные мнения относительно авторства двигателя: некоторые считают, что Яковлев заимствовал идеи Бенца. Другие указывают, что к тому времени отставной моряк не только занимался этим более десяти лет; но и получил несколько патентов - причём, успешно экспортировал свои двигатели в Европу - а один из его образцов красовался в лаборатории самого Менделеева. Наконец, есть мнение, что, в любом случае, Яковлев  существенно улучшил двигатель Бенца, уменьшив его вес - а за счёт этого Фрезе смог поставить автомобиль на деревянные колёса и расширить колею. (Немцы использовали велосипедные колёса). При этом вес более основательного русского авто остался примерно тем же.

...Планы у компаньонов были серьёзные - эксперты считают, что «Фрезе-Яковлев» задумывался как серийный коммерческий автомобиль, однако… новинка не вызовет никакого ажиотажа!.. Спокойно отреагировала императорская семья - Николай распробует «самоходные повозки» только через десятилетие, причём предпочтение отдаст французским «Delaunnay-Belleville»…

…Увы, у наших пионеров этих десяти лет в запасе не окажется - уже через два года Яковлев неожиданно умрёт (ему был всего-то сорок один). Фрезе продолжит в одиночку (одним из его компаньонов станет памятный нам ритейлер Елисеев) - на этом предприятии появится сначала первый российский электромобиль, потом - первый грузовик, и, наконец - даже первые карета скорой помощи и автопоезд!.. Однако, в начале века российские власти зачем-то введут льготные пошлины на готовые импортные авто… менее чем через два года Фрезе будет вынужден продать свой бизнес Руссо-Балту - и отойдёт от дел…

PS: …Рассказывают, что патриотизм Яковлева доходил до того, что в своей фирме он не допускал иностранцев к руководящим должностям - и очень сокрушался, когда приходилось закупать английский кокс (у нас такого не делали). Зато с удовольствием продавал свои двигатели за границу - не ради выгоды или личной славы, а для престижа Отечества!.. Вот такие люди стояли у истоков нашего автопрома… но - не преуспели... Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. Согласно некоторым источникам, именно 16 июля 1966 года - день, когда Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер объединились в первую супергруппу «Cream». Всего за два года своего существования эта британская команда навсегда изменила представление о блюзе и роке.

image Click to view


image Click to view


Карл Бенц, Пётр Фрезе, 16 июля, Николай II, Евгений Яковлев

Previous post Next post
Up