О битве при Гвадалете
19 июля 711 года произошла историческая Битва при Гвадалете (или - Сражение при Херес-де-ла-Фронтера; первое - река, второе - город в провинции Кадис на юге Испании)… так или иначе - событие войдёт, что называется, «в анналы», поскольку именно с него начнётся завоевание Пиренеев Омейядским халифатом - и, соответственно, крах вестготов (которые, как мы помним, всего тремя веками раньше взяли Рим). ...Но - по порядку.
…В те времена правителем вестготов только что стал Родерих - причём, минуя законных сыновей предыдущего короля, Витицы, - таким образом, многие подданные в его легитимности сомневались. (И это серьёзно скажется на дальнейшем развитии событий). Между тем, Халифат успешно продвигался на север… в конечном счёте, наместник Африки Муса ибн Нусайр выходит к побережью - но неожиданно встречает сопротивление Сеуты (этот прибрежный город в Марокко и сейчас остаётся испанской территорией). Итак - на первый раз местному графу Юлиану удалось свои владения отстоять!..
…Однако, дальнейшее развитие событий лишь ускорит печальную для Вестготского королевства развязку… Дело в том, что у Юлиана имелась дочь, Ла Кава, - и граф, согласно традиции, отправляет её на стажировку в столицу, Толедо. (Предполагалось, что, после некоторого пребывания при дворе, юная дева будет выдана за кого-то из подобающих её положению юношей - да ещё и с приданым от самого короля… Однако всё пошло не по плану!) Родерих «…был так поражен её красотой, что отчаянно влюбился в неё, и, не колеблясь, когда словесные убеждения не помогли, силой овладел объектом своих желаний». Несчастной удаётся бежать… безутешный отец восклицает: «Я буду расшатывать его трон и возмущать подданных, пока всё не переверну и не уничтожу!» - после чего, натурально, отправляется на переговоры с арабами, от которых только что столь успешно отбился…
…Благосклонно выслушав перебежчика, вали Муса шлёт депешу халифу аль-Валиду… На удивление, владыка реагирует аккуратно… мол, переправляться через море нам непривычно - проведи-ка сначала разведку… Сказано - сделано; отряд в четыреста человек преодолевает пролив (на четырёх выделенных мстительным Юлианом судах) - грабит прибрежный город, и возвращается с добычей и рапортом: «Можно брать!»
…Следующую экспедицию (уже семь тысяч человек, большей частью - берберов) возглавил Тарик ибн Зияд. (Именно этот генерал даст имя Гибралтару - «горе Тарика»… возлё неё он собирал своё воинство, которое частями переправлялось всё на тех же четырёх кораблях - другого флота у грозных завоевателей не имелось!..) Между тем, Родерих, усмирявший в это время сепаратистов-басков в Памплоне, узнаёт о вторжении - и, во главе огромной армии, спешит к побережью…
(Тут мы ненадолго отвлечёмся на более ранний, но важный эпизод - в Толедском дворце имелось некое запретное помещение, на дверях которого короли, из поколения в поколение, лишь меняли свои печати. (Якобы, от сохранности содержимого - ни много, ни мало - зависела судьба королевства!) Традиция соблюдалась вплоть до прихода всё того же Родериха - а он глубокомысленно заявит: «Я долгое время думал об этом доме с двадцатью семью замками, и я решил открыть его, чтобы посмотреть, что он содержит, ибо уверен, что это всего лишь шутка..!»
…Напрасно придворные пытались удержать своего любознательного повелителя!.. Обнаружилась урна - «…а внутри неё пергамент и картинка, представляющая в ярких цветах несколько всадников, выглядевших как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие, вместо тюрбанов, локоны грязных волос; они восседали на арабских скакунах, сверкающие сабли висели у их боков, а правые руки были вооружены копьями. Родерик приказал своим помощникам раскатать свиток пергамента, и когда они это сделали, он увидел следующую надпись, сделанную большими буквами: «Когда это убежище будет нарушено, и заклинание из урны разбито, нарисованные на урне люди вторгнутся в Андалусию, свергнут королей с трона и подчинят всю страну». Вот так-то…)
…Прознав о приближении готов (а тех собралось чуть ли не сто тысяч - по крайней мере, согласно арабским источникам)… так вот - готовясь к битве, Тарик запрашивает с другого берега подкрепление (успеет прибыть всего каких-то пять тысяч) - и, что важней, произносит перед своим войском речь: «Куда вы денетесь - враг впереди, море позади?.. Во имя Аллаха! Нет для вас иного спасения, чем смелость и крепость!» …И ещё много чего в том же духе… воины взбодрятся и изготовятся биться насмерть!..
…В то время как Родерих, завидев противника, вдруг изменится в лице: «Во имя мессии! Это те самые люди, которых я видел нарисованными в свитке найденном в толедской усадьбе!» Ну, да… Однако - поздно!..
…Мы не будем подробно описывать ход сражения. (Тем более, что летописи излагают его в своей обычной манере: «Армии сошлись с шумом, будто друг с другом столкнулись две горы!» - и всё такое… Некоторые источники вообще утверждают, что битва длилась восемь дней). По одной из версий - Тарик, подобно Александру Македонскому, прорвётся к Родериху и прикончит бедолагу прямо на троне!.. (Король возглавлял свою рать именно таким образом… с другой стороны - есть сведения, что тело так и не будет найдено… злополучный Родерих словно растворяется!..) Некоторые полагают, что сильно недовольные своим сомнительным монархом графы просто покинули поле боя, полагая, что это - обычный набег; враги скоро отправятся восвояси с добычей - а до той поры надёжней отсидеться в своих за́мках… Они сильно ошиблись!..
PS: …За какую-нибудь пятилетку воины халифата захватят, практически, весь полуостров. (Есть мнение, что местные не особенно противились - в конце концов, готы были для них такими же завоевателями; причём мусульманские налоги окажутся куда более щадящими). …В любом случае - так называемая реконкиста займёт добрых восемь столетий, закончившись в год открытия Колумбом Америки… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 19 июня 1947 года родился Брайан Мэй - композитор и гитарист «Queen». Известно, что Брайан никогда не употреблял наркотиков и крайне редко соблазняется пинтой «Гиннесса» или рюмочкой «Бейлис». А вместо медиатора он использует шестипенсовую монетку - они не в ходу с 70-х, но лет двадцать назад Королевский Монетный Двор уважил командора Ордена Британской Империи, и отчеканил эксклюзивную партию специально для него!
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view