О военных автомобилистах
Сегодня в России отмечают День военного автомобилиста Вооружённых сил… довольно странно, что при очевидной важности и многочисленности (чего стоит один девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска!») …так вот - вспомнили о них почему-то лишь в 2000-м… И это - при более чем столетней истории!.. Впрочем - по порядку.
…За точку отсчёта взято 29 (по нов. ст.) мая 1910 года - дата выхода на основании Высочайшего соизволения приказа по Военному ведомству о формировании Первой Учебной Автомобильной роты - однако, началось всё несколько раньше… Ещё в 1876-м для армейских нужд были куплены два английских паровых тягача - через год их число достигнет дюжины (включая, кстати, два отечественных - русские умельцы времени зря не теряли!) - после чего «Особая команда дорожных паровозов» отправится на очередную русско-турецкую войну. Здесь они таскали осадные орудия - вроде бы, успешно, но бурного развития не случится… Генералы относились к техническим новинкам с опаской, предпочитая привычных лошадок!..
…Первое боевой выезд автомобиля в современном понимании (то есть - с двигателем внутреннего сгорания) мы находим двадцать лет спустя. На Белостокских манёврах появляется один-единственный - но зато шестиместный - «Делаж»… эксплуатанты тоже его хвалят! (Заметим, что французская фирма «Delage» специализировалась на гоночных и представительских машинах - не иначе, высшее начальство и возили…)
…Дальше - вновь затишье, вплоть до Курских манёвров 1902 года, в которых, помимо уже знакомых нам паровых тягачей «Фаулер», были задействованы несколько французских легковушек «De Dion-Bouton» и отечественных грузовиков «Лесснер». (Отечественными их можно назвать с некоторой натяжкой - машины делались, так сказать, в кооперации с «Даймлером» - хотя конструктор Борис Луцкий не только много чего для немцев разработал, но и входил в их правление). Так или иначе - по мнению источников, двенадцатисильный и двухтонный грузовик Луцкого (был ещё один - на две тонны четыреста - но тот, за маломощностью двигателя, едва мог перевозить сам себя)… одним словом - «Лесснеры» на отечественном бездорожье показали себя более-менее прилично, а «французы» - постоянно ломались.
…В русско-японской войне тоже фигурирует несколько автомобилей (в основном - иностранных, но есть среди них и наш «Фрезе») - однако всё это были легковушки для командующего и его штабных офицеров… Таким образом, к 1909 году на всю армию числилось каких-то два с половиной десятка разномастных авто… (Между тем прогресс не стоял на месте - «Руссо-Балт» уже выпускал по сотне с лишним машин в год!) Итак, в феврале 1910-го появляется распоряжение Военного совета «О придании пятых автомобильных рот ряду европейских железнодорожных батальонов»… по двенадцать машин на роту, итого - сто восемь… Причём - только для начала …однако, всё это кто-нибудь должен был научиться водить!
…Так и появилась Первая Учебная Автомобильная рота, с которой мы начали - её командиром назначат капитана Петра Секретёва. (Впоследствии он дослужится до генерал-майора и станет первым начальником первой же Военной автомобильной школы… именно здесь по протекции Горького будет служить в годы войны Маяковский - и даже удостоится от Секретёва медали «За усердие»… Увы - уже в марте 1917-го революционный поэт придёт генерала арестовывать! Отсидев полгода в Петропавловке, Секретёв уедет во Францию… будет там работать в автопроме и преподавать - а ещё устроит в Париже для соотечественников «Казачий Дом». Впрочем, мы сильно забежали вперёд).
…Пока же он (уже - подполковник) энергично берётся за дело - думается, принятые на обучение «нижние чины» старались изо всех сил - ведь водители по тем временам были, практически, такой же элитой, как пилоты… даже экипировка одинаковая - вплоть до шлемов! Но дело не только в людях… Вскоре после открытия, Секретёв собирает всю наличную автотехнику (как мы помним - каких только марок там не было!) - и гонит этот пестрый гараж на автопробег… от Питера до Москвы - и обратно. Через двадцать три дня до финиша доберутся только «Опель» и «Руссо-Балт»…
PS: …Именно эта отечественная легковая марка будет признана единственно пригодной в качестве штабной машины после другого автопробега, в 1912-м - однако, выяснится, что мощности «Русско-Балтийского Вагонного завода» армейские потребности не закрывают. Пришлось заказывать за границей - тем не менее, Первую мировую будущие автомобильные войска встретят в составе пяти рот - и почти трёхсот пятидесяти автомобилей… К семнадцатому году их количество дойдёт до десяти тысяч (французы на тот момент имели в девять раз больше, а немцы - в пять с половиной). Возможно, проблему со временем решило бы строительство шести автозаводов, на которое замахнулись в 1916-м - но… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 29 мая 1956 года родилась Ла Тойя Джексон - певица и старшая сестра Майкла.
Click to view
Click to view
И ещё. 29 мая 1963 года родился Бэйли Александр Кук, более известный как Блэйз Бэйли - вокалист и фронтмен британской группы «Iron Maiden» с 1994-го по 1999 годы.
Click to view
Click to view