В этот день… 10 июля

Jul 10, 2013 00:01

О легендах и поездках

Говорят, что именно 10 июля далёкого 1878 года первый футбольный судья додумался использовать свисток. Дело было, разумеется, в Англии: как известно, в те времена играли в своё удовольствие, а о правилах договаривались прямо на поле. В судьи же выбирали людей, во-первых, уважаемых - а, во-вторых, голосистых, потому что нарушителей приходилось останавливать окриком. Однажды арбитром оказался констебль - то ли служитель закона сорвал голос, то ли это вышло инстинктивно - но в ответственный момент он выхватил свой полицейский свисток: от заливистой трели игроки встали, как вкопанные!

Так и пошло - а со временем полиция и вовсе уступила свистки спортивным судьям… впрочем, возможно, что это не более чем легенда!



Не отходя далеко от старушки-Англии с её легендами, сообщим: именно в этот день 1040 года прославленная Леди Годива явила родному Ковентри свою обнажённую красоту. История известна: злобный местный граф Леофрик совершенно замучил горожан налогами; а когда милосердная жена вздумала за них ходатайствовать, отпустил такую вот дурацкую шутку. Мол, так и быть - если проедешь по городу голой! Граф, вероятно, был пьянее обычного - или плохо знал супругу. (Нам остаётся только гадать, как повернулось бы дело, скажи он, например: «Только через мой труп!»)

Мужественная леди немедленно…



...в общем, всё закончилось хорошо: жители попрятались по домам и позакрывали ставни; Годива проехала по пустым улицам; потрясённый граф мгновенно протрезвел - и, к его чести, на попятный не пошёл; как всегда, нашёлся один придурок (некто «подглядывающий Том), который высунулся, было, в окно - но мгновенно, и к всеобщему удовольствию, ослеп.

Двести лет спустя король Эдуард I (тот самый, гонитель шотландцев) вдруг заинтересовался этой историей. Ему доложили: были такие; причём Леофрик построил в Ковентри монастырь, которому пережившая мужа леди Годива и завещала всё имущество. Одним словом, эти замечательные люди прославили свой город, с почётом были похоронены в этом самом монастыре,  - и ни в одной хронике про них слова дурного не сказано. Зато сказано, что налоги в Ковентри и впрямь не взимались!

А байка? Скорее всего, придумали завистники-соседи; впрочем, зачем, - непонятно: легенда никого не опорочила и, напротив, вдохновила целые поколения авторов.

…Нехорошая история вышла в этот день с нашим российским автором. Принято считать, что именно 10 июля 1790 года следствие выявило имя сочинителя возмутительной книжки «Путешествие из Петербурга в Москву»!

То был Александр Радищев - ныне подзабытый классик, которого большевики назвали «первым русским революционером». На тот момент коллежский советник заведовал Петербургской таможней (говорят, принципиальный был чиновник!) - но потянуло его на писательство! Так родилась эта книжка - по сути, путевые заметки, сдобренные лирическими отступлениями, о том, что крепостное право - плохо, помещики - несправедливы, а деревенские девушки - чисты и естественны, потому что, например, «…не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щётками, ни порошками». Бр-р-р…



Примечательно, что книжка беспрепятственно прошла цензуру и была напечатана в домашней типографии автора. (Их только что разрешили). Но уж больно время оказалось неподходящее: во Франции -  революция, в России, соответственно, - брожение умов. «Путешествие…» становится бестселлером среди либеральной публики - а там доходит и до Екатерины.

Матушка-императрица сильно разгневалась, заявив, что Радищев - «бунтовщик, хуже Пугачёва»! (Имелось в виду, что тот хоть царём прикидывался, а этот начал республиканские идеи разводить). Автора немедленно сграбастали и, несколько неожиданно, пришили ему заговор, измену, и «покушение на государево здоровье». После чего, натурально,  приговорили, было, к смерти - но Екатерина заменила её десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог на Ангаре.

Здесь Радищев проведёт четыре года (кстати, сочетается браком с сестрой своей покойной жены) - а там его выпустит Павел. Правда, велит тихо сидеть в своем имении в Калужской губернии. А уж Александр дарует автору полную свободу, и даже пригласит в комиссию по составлению законов.

(С этой комиссией связана не до конца понятная смерть Радищева: есть сведения, что он там опять предложил что-то либеральное, нарвался на критику, впал в тоску и отравился. По ещё более экзотической версии, он тоже отравился - но случайно, выпив «царскую водку» приготовленную для чистки эполет. Официально, автор «Путешествия…» скончался в пятьдесят три от чахотки, приобретённой в ссылке).



PS: Книга оставалась под запретом аж до 1905-го года… Говорят, на Радищева, как своего вдохновителя, ссылались декабристы; а вот Белинский с Герценом о «Путешествии…», похоже, и слыхом не слыхивали. Зато Пушкин книжку разругал, написав, что это «…очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы». Надо сказать, статью Александра Сергеевича, на всякий случай, тоже запретили! Но это уже совсем другая история…



Спортивные обозрения

леди Годива, Александр Радищев, футбольный свисток

Previous post Next post
Up