О битве под Нарвой
30 (по н. ст.) ноября 1700 года произошла битва под Нарвой - первое крупное сражение Великой Северной войны… Как известно, закончилось оно феерическим поражением, в оправдание которому Пётр наш Великий писал: «Итак, над нашим войском шведы викторию получили, что есть бесспорно. Но надлежит разуметь, над каким войском оную получили …единым словом сказать, казалось всё то дело яко младенческое играние было, а искусства - ниже вида. Какое удивление такому старому, обученному и практикованному войску над такими неискусными сыскать викторию?..»
Царь прав - но, что называется, «задним умом»… кстати, сам он каким-то странным образом своё неискусное войско покинет буквально за день до баталии (и Меншикова прихватит)… Но - по порядку.
…Традиционно причиной Северной войны принято считать «стремление пробиться на Балтику» - и это действительно так; но - не совсем. (Как водится, войны случаются в силу стечения самых разных обстоятельств - не исключая личных качеств и взаимоотношений первых лиц). Как мы помним, начинал Пётр с Азова; существует мнение, что на южном направлении он собирался и продолжать - однако, сколотить коалицию против Турции не удалось. (А это было одной из главных целей Великого посольства!)
…Совсем наоборот - царя затащат в Северный союз (другими участниками были саксонский Август II и датский Фредерик IV, имевшие свои счёты со Швецией). Вдобавок, летом 1700-го турки согласятся на мир - и призна́ют Азов за Россией… Пётру представится возможность безбоязненно развернуться на север! (Тем более, что коллеги-монархи торопили - юный Карл XII казался им лёгкой добычей! ...К тому же, царь не забыл, как неласково обошлись с ним в Риге во время Великого Посольства… такой повод в наши прагматичные времена может показаться несерьёзным - однако, Пётровская депеша своему послу гласит: «И за тое Богом дарованную нам честь и за многие их свейския неправды и подданным нашим обиды указали мы, наше царское величество, всчать войну…» - а о каком-нибудь «прорубании окна» - ни слова!)
…Так или иначе - к концу октября сорокатысячная русская армия стянулась к Нарве. (На марш ушло больше месяца - в дождь, распутицу, и при отвратительном снабжении. Но если бы только это… начиная поход, Пётр ещё не знал, что остался без союзника - юный и неопытный Карл успеет высадиться под Копенгагеном, навтыкать датчанам - и принудить Фредерика к миру! Август, правда, осадил, было, Ригу - но у него тоже не заладилось).
…Дальше - больше. Прикрыв себя семикилометровым валом с тыла (прямо-таки, как Цезарь при Алезии!) русские начали артобстрел… вскоре выяснится, что мелкокалиберные пушки стену не берут… вдобавок, иссякли и заряды! (Надо сказать, гарнизон Нарвы не насчитывал и двух тысяч - при этом, треть из них - ополчение). Тем временем, Карл приближался! Посланный сдерживать его конный отряд Шереметева не преуспел, и вернулся - зато принёс полученное от пленных известие: шведов то ли тридцать - то ли все пятьдесят тысяч! (На самом деле, их было около девяти).
В довершение всех бед, к осаждённым перебегает бомбардирский капитан Яков Гуммерт - а этот эстляндец был доверенным человеком Петра и много чего знал!.. Одним словом - всё пошло не так… и царь уезжает в Новгород! (Одни историографы утверждают, что Пётр банально струсил - другие горячо спорят, приводя множество примеров его бесстрашия на поле боя. Осмелимся предположить: личного-то бесстрашия у царя и впрямь было, хоть отбавляй - но, возможно, насмотревшись на своё воинство, будущий император просто не захотел быть битым... По версии самого Петра, он отбыл «…чтобы идущие достальные полки побудить к скорейшему приходу под Нарву, а особливо чтоб иметь свидание с королем польским». Ну… может и так…)
…Так или иначе - командование пришлось принять отчаянно сопротивлявшемуся герцогу де Круа. (Тот успел небезуспешно повоевать в трёх европейских армиях, несколько месяцев назад прибыл в Россию - и сходу получил фельдмаршальское звание… Справедливости ради - оно у него уже было, только саксонское).
Пётр уехал меньше чем за день до появления Карла - утром 30-го шведы появятся перед русскими позициями. У оставшихся на командовании генералов плана было два: выйти в открытое поле и дать бой - или отсидеться за упомянутым валом. Де Круа выбрал второе - в результате, войска оказались растянуты в тонкую семикилометровую линию; резерва при такой расстановке не осталось вовсе.
«Сыны любимые победы» стремительно атаковали двумя клиньями - и рассекли русский боевой порядок. Началась паника, бегущие пытались перебраться через Нарову - и тонули тысячами; поднялся крик: «Немцы - изменники!» (Командовали, действительно, в основном, иностранцы - спасаясь от собственных солдат, они во множестве сдаются… включая самого де Круа, который в сердцах сломал шпагу, крича: «Пусть сам чёрт командует этой сволочью!») Заметим: дивизия генерала Вейде на левом фланге, и семёновцы с преображенцами - на правом - успешно отбивались до темноты! Собственно, с её наступлением всё и закончилось - правда, шведы успели добраться до русского обоза - и напились до такой степени, что два батальона, обознавшись в сумерках, принялись палить друг по другу…
PS: Наутро капитулировал наш левый фланг - князь Долгоруков выговорит свободный проход с оружием и знамёнами; Вейде прождёт ещё день - и останется без того и другого… да впридачу и сам, в нарушение договорённостей, угодит в плен. (Плюс ещё семьсот человек, включая десять генералов). Наши общие потери составили семь тысяч - вдесятеро больше шведских. Трофеями победителей станут двести десять знамён, двадцать тысяч мушкетов, почти вся артиллерия - и, до кучи, походная царская казна (тридцать две тысячи рубликов!)
PPS: Именно Нарва положит начало легенде о непобедимости Карла XII! Ему советовали идти на Москву - но воодушевлённый король легкомысленно развернётся, и ринется громить Августа - последнего, по его мнению, уцелевшего участника «Северного союза». Карл вполне серьёзно полагал, что с русскими покончено навсегда… между тем, через какой-нибудь год они впервые побьют его генералов! Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. Сегодня стукнет шестьдесят Уильяму Майклу Алберту Броаду - панк-кумиру 80-х, более известному публике, как Билли Айдол.
Click to view