В этот день… 29 октября - 3

Oct 29, 2015 12:00

О Вневедомственной охране - и крушении царского поезда

Сегодня в России отмечается День Вневедомственной охраны - именно 29-м октября 1952 года датировано постановление Совмина СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». …Основательно, ничего не скажешь… Солидно выглядит и сама служба - по имеющимся данным, в наши дни она охраняет примерно полмиллиона различных объектов, и полтора миллиона - квартир граждан…



…Идём дальше - точнее, в прошлое. 29 (или - 17 по ст. ст.) октября 1888 года под Харьковом  потерпел крушение императорский поезд… (А ведь всего двумя годами раньше Александр III - первым в Европе! - учредил День Железнодорожника...)

Авария случилась на спуске вблизи станции Борки, ровно в 14.14 (словно по чьему-то нумерологическому расчёту) - погода стояла ненастная; шёл дождь со снегом… (Очевидцы рассказывают  о трёх толчках: первый сбросил пассажиров с мест; после второго, ещё более сильного, состав заскрежетал, рушась, - и затем, с третьим толчком, затормозил).

…Собственно, «затормозил» звучит неоправданно нейтрально - десять из пятнадцати вагонов сошли с рельсов, некоторые из них превратились буквально в щепки; двадцать один человек погиб, не менее шестидесяти восьми пострадали…



Монаршая семья в этот момент завтракала в вагоне-ресторане - удар смял боковые стенки; пол обвалился; люди оказались на путях; сверху на них уже неумолимо падала крыша - но каким-то чудом застряла, воткнувшись  углом в кухонные тележки. (Позже рассказывали, что её удерживал на плечах сам император… конечно, это кажется преувеличением.  С другой стороны,  Александр - здоровяк 193-сантиметрового роста - вскоре после этого события начнёт страдать болями в пояснице; а шестью годами позже - не дожив до пятидесяти! - скончается от нефрита почек…)

…Итак, члены царской семьи (включая цесаревича - будущего императора  Николая) выбрались из-под обломков - помятые, но более-менее целые. Отметим: окружённая перепуганными свитскими августейшая чета покинет  место трагедии в числе последних - Александр руководил спасательными работами; Мария Фёдоровна оказывала помощь раненым. (У императрицы была повреждена рука, на её испачканное и разорванное платье накинули шинель). С наступлением  ночи всё было кончено - и царская семья села в давно поданный запасной поезд.



Спасение императорской четы в этой ужасной аварии было воспринято как чудо (в соседнем вагоне раздавило тринадцать человек) - последовал торжественный молебен в Харькове - и, само собой, расследование…

…Скажем сразу: версия теракта практически не рассматривалась (хотя  впоследствии говорили о каком-то поварёнке, и заложенной им бомбе с часовым механизмом) - такое благодушие может показаться странным, учитывая настоящую охоту, которую вели «революционеры» за отцом императора - да и саму смерть Александра II…

…Тем не менее, причинами аварии были названы технические обстоятельства - и, если вдуматься, они покажутся преступней любой бомбы! Выяснилось, что царский поезд нарушал  все существующие нормы безопасности - он вдвое превышал вес ходивших в то время пассажирских составов, практически соответствуя «товарняку». Но разрешённая скорость товарных поездов была двадцать вёрст в час - а у императорского  состава, в соответствии с расписанием, должна была составлять не менее тридцати семи. Более того - в тот день он выбивался из графика - и гнал под семьдесят!



Дальше - больше. Оказалось, что из двух паровозов (по-другому с трёхсотметровой и почти пятисоттонной махиной не получалось!) один был грузовым, а другой - пассажирским; что создавало опасную боковую качку… и так этот состав ездил десяток лет!

…Но и это ещё не всё… В процессе расследования дознаются, что участок, на котором произошло крушение,  признали аварийным ещё летом того же года; всплывут хищения при строительстве самой дороги… одним словом - несколько чиновников будут отправлены в отставку, и… Александр распорядится прекратить следствие…

PS: Неизвестно, что сыграло решающую роль в этом высочайшем решении: возможно, личность возглавившего расследование Анатолия Кони: этот рьяный юрист, десятилетием назад добившийся оправдательного приговора для стрелявшей в питерского губернатора Веры Засулич, уж очень усердствовал, стремясь добраться до «самого высшего эшелона»…



PPS: В отечественной историографии Александр III довольно непопулярен. Раньше это объяснялось просто: именно за попытку покушения на этого царя повесили старшего брата будущего Ленина… Но и в наши дни государь, до скупости экономивший на собственных расходах, и прозванный «Миротворцем» - поскольку, не воюя, сумел увеличить территорию империи на 430 тысяч кв. км - не обрёл признания… Правда, его всегда истово ненавидели доморощенные либералы… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 29 октября 1985 года группа Dire Straits займёт первую позицию британского чарта с нетленной «Money For Nothing».

image Click to view


цесаревич Николай, 29 октября, Мария Фёдоровна, Александр III, День Вневедомственной охраны, Анатолий Кони, станция Борки

Previous post Next post
Up