В этот день… 28 октября - 1

Oct 28, 2015 00:00

О мультипликации, анимации - а также тех, кто всё это придумал

Сегодня - Международный день анимации. (То есть, мультипликации, как прозвали у нас этот вид киноискусства - от латинского «умножаться», «размножаться»… В остальном мире за основу взяли французское «одушевлять» - и, пожалуй, это тот случай, когда с «остальным миром» нельзя не согласиться!.. Тем более, что первая демонстрация «оптического театра» произошла именно в Париже, 28 октября далёкого 1892 года. (Заметим - на четыре года раньше прославленного «Прибытия поезда» братьев Люмьер!)

…Что касается Международного дня, то, как легко заметить, он был учреждён именно в ознаменование этого события - и в честь его стодесятилетия, в 2002-м. (Любопытно, что в этом же году Американская Киноакадемия надумает учредить отдельную премию «за полнометражный анимационный кинофильм». И «Оскар» получает… как вы думаете, кто? «Шрек», разумеется!) Впрочем - по порядку.



Отец анимации, Эмиль Рейно, с детства пропадал в мастерской отца-часовщика - и рано увлёкся оптическими инструментами. Затем он поработал ретушёром в фотомастерской; а в двадцать - устроился ассистентом к аббату Муаньо. (Этот почтенный иезуит, влиятельный популяризатор науки и основатель журнала «Космос» неустанно колесил по Франции с лекциями). Одним словом, судьба сызмальства твёрдой рукой вела Эмиля к его изобретению!..

…«Движущиеся картинки» не были чем-то абсолютно новым (по некоторым сведениям их, как и почти всё остальное, придумали китайцы - ещё во II веке). Принцип действия доходчиво изложен одним из изобретателей европейского аналога, Жозефом Плато: «Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение».



В Европе диковинные аппараты появились в первой трети XIX века - в разных странах и под разными названиями. Рейно имел дело с последней на тот момент модификацией - зоотропом. (От греческих «жизнь» и «вращение»). Здесь уже существовала картонная лента с нарисованными на ней картинками - но наш француз придумал совместить устройство с «волшебным фонарём» - теперь изображение стало возможно проецировать на большую поверхность. Итак, в 1877 году Рейно патентует свой праксиноскоп. (Заметим, что почти на четверть века раньше аналогичное устройство сделал барон фон Ухациус - и этого факта никто не отрицает! - но лавры первооткрывателя от австрийца ускользнули).

…Так или иначе - ещё пятнадцать лет Рейно совершенствует свою конструкцию - и, наконец, производит упомянутую первую демонстрацию - на Монмартре, в Музее Гревен. Успех был ошеломляющий! Надо сказать, если изначальный приоритет француза и небесспорен, то ему принадлежат многие новшества, не потерявшие актуальности до сих пор. В частности - он применил единый фон, избавивший аниматора от необходимости рисовать декорацию в каждом кадре. Принято считать что, вдобавок, Рейно синхронизировал картинку и звук. (Звучит довольно забавно, если учесть, что героев оптического театра озвучивали спрятанные за ширмой актёры… в общем, дело сводилось к тому, чтобы вовремя подать им знак!)



Все свои мультфильмы автор рисовал собственноручно. (Называются цифры от семисот до полутора тысяч картинок). За вечер Рейно с неизменным успехом давал до пяти пятнадцатиминутных сеансов - но тут…

…приехал «Поезд» братьев Люмьер - и ветреная публика переметнулась на новую забаву! «Hand-made» Рейно мгновенно потерял актуальность - и, с горя, он швыряет свой аппарат в Сену… видимо, вдогонку последовали ленты - до наших дней дошли только «Вокруг кабинки» и четырёхминутный фрагмент «Бедного Пьеро». На основании уцелевшего киноведы восхищаются «яркостью красок» и «человечностью персонажей» … впрочем, отдельные скептики полагают, что шедевры Рейно и мультфильмами-то в полном смысле слова назвать нельзя - ведь они не сняты на плёнку! (Ну да, добавим от себя… и компьютерной графики нет!..)




…Логичный вопрос - а что у нас?.. У нас был Владислав Старевич - он родился за десять лет до дебюта Рейно, учился в Ковно (так звался в Российской империи Каунас); с детства увлекался фотографией и энтомологией. Потому, придя наниматься смотрителем в местный музей, молодой человек дарит директору пару альбомов фото - и получает в своё распоряжение кинокамеру!

…Объединив свои увлечения, Владислав вскоре снимет короткометражки о жизни стрекоз и скарабеев. Впечатлённое начальство отправляет его в Москву - и киномагнат тех дней Александр Ханжонков после просмотра немедленно выделяет молодому дарованию камеру, плёнку и квартиру. (Правда, в обмен на эксклюзивные права!)

После нескольких успешных работ Старевич столкнётся с проблемой - он задумал снять фильм о битве жуков-рогачей за самку; но в свете прожекторов те, так сказать, «теряли концентрацию»… Пришлось заменить насекомых муляжами их панцирей (о судьбе нерадивых актёров история умалчивает!) - так в 1910 году появился первый в истории кукольный мультфильм под научным названием «Lucanus Cervus».



…Через пару лет Старевич разовьёт свою идею, сняв «Прекрасную Люканиду, или Войну усачей с рогачами» - именно эта объёмная мультипликация принесёт её создателю мировое признание. (Наивные лондонские газетчики вопрошали: «Как всё это сделано? …Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки - ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности!»)

PS: Ну, мы-то знаем секрет… внешность бывает обманчива! Старевич снимет немало успешных картин (включая игровые) - и вскоре станет признанным мэтром. (Впоследствии Дисней скажет о нём: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий»). После революций 17-го года режиссёр уедет во Францию, продолжит заниматься кинематографом - и скончается в 1965-м… к сожалению, основательно к тому времени подзабытый… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 28 октября 1945 года родился Элтон Дин - английский джазовый саксофонист, известный, в том числе, по работе в группе «Soft Machine». Любопытный факт - в 1966 - 1967 годах Элтон играл в команде Лонг Джона Болдри «Bluesology» - а клавишником там был некий Реджинальд Дуайт, который впоследствии образует свой известный ныне каждому псевдоним из имён бывших коллег.

image Click to view



И ещё. 28 октября 1963 года родился Эрос Рамацотти - за карьеру он не только продал сорок миллионов дисков, но и спел в дуэте с такими уважаемыми людьми как Тина Тёрнер, Анастейша, Джо Кокер, Карлос Сантана, Адриано Челентано, Рики Мартин… ну, прервёмся - хотя список можно продолжать!

image Click to view



image Click to view


28 октября, зоотроп, Владислав Старевич, праксиноскоп, Эмиль Рейно, Прекрасная Люканида, Жозеф Плато, фон Ухациус, братья Люмьер, Ханжонков, Международный день анимации

Previous post Next post
Up