В этот день… 23 октября - 1

Oct 23, 2015 00:00

О рекламе

Сегодня в России отмечается День работника рекламы! (…Кстати, почему так некреативно - «работников»?.. Ну, ладно…)

Праздник был учреждён в далёком 1994 году, когда почтеннейшая публика (а главное - работодатели рекламщиков) впадали в транс от мудрёных слов вроде «маркетинг», «пиар» или «копирайтер». Сейчас их выучили абсолютно все (и соответственно, научились, как им кажется, разбираться в этом деле) - хотя иным заказчикам так и хочется напомнить высказывание «отца рекламы» Дэвида Огилви: «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?..»



…Общеизвестно, что само словечко произошло от латинского reclamare (означающего, кстати, не только «утверждать» - но и «протестовать», откуда не менее распространённая «рекламация»)… одним словом - принято считать, что название этой индустрии (или даже - социальному институту) дали своими воплями античные зазывалы. (Хотя имеются свидетельства, что задолго до них египтяне вполне цивилизованно размещали рекламные  объявления на папирусах. Сейчас мы бы назвали это листовкой, флайером - или, возможно, «наружной рекламой»…)

…сохранившейся и во времена мрачного Средневековья (а чем ещё считать, скажем, вывески на тогдашних неопрятных харчевнях?) Тем не менее, истинный отсчёт рекламному делу европейцы, с присущей им скромностью, постановили вести с середины XV века (то есть - с изобретения Гуттенберга). Таким образом, первой листовкой, игнорируя безответных древних египтян,  принято считать печатное объявление «В продаже имеются молитвенники!» вывешенное на некой  английской церкви в 1472 году.



…В свою очередь, французы претендуют на приоритет в области газетной рекламы - с полным основанием, поскольку «La Gazette», которую в 1631 году начал издавать врач Теофраст Ренодо, считается «первой настоящей газетой Европы». (Надо сказать, листку покровительствовал лично небезызвестный кардинал Ришелье - одновременно выступавший колумнистом на пару с  Людовиком XIII - так что, «La Gazette» была проправительственной и, что называется, «планово убыточной» - невзирая ни на рекламу, ни на огромный тираж в тысячу двести экземпляров. (Детище нашего Петра - «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах» - явится в свет только спустя семьдесят с лишним лет, и начнёт с сотни штук; о предшествовавших рукописных «Курантах» и вовсе говорить не будем)… Одним словом - со сменой власти Ренодо прогорит - и помрёт в бедности).




…Тем не менее, дальнейшее развитие этого бизнеса шло по нарастающей - и, в общем-то, хорошо известно. Отметим только, что, невзирая на торговую госмонополию, реклама существовала и в СССР - причём, отметился в ней, например, такой титан, как Маяковский:

Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графлёную и без граф,
продаёт Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.



Или покороче:

Всё, что требует
желудок,
тело
или ум, -
всё
человеку
предоставляет ГУМ.

Нечего
на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!

(Если кто-нибудь из современных креативщиков сейчас презрительно сморщил нос - сообщим: за эти или другие стишки - но в 1925-м пролетарский автор вместе с художником Александром Родченко удостоится серебряной медали на Парижской международной художественно-промышленной выставке).



…Появились «при историческом материализме» и специальные объединения - назывались они, правда, предсказуемо скучно: «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» - наконец, Всесоюзное производственное объединение «Союзреклама». Бытовали и соответствующие издания: «Московская реклама», «Реклама» - и даже  «Коммерческий вестник». А слоган «Летайте самолётами Аэрофлота!» ещё долгое время будет вызывать умиление у отродясь не ведавшей других авиакомпаний публики… что примечательно - история повторяется  буквально на глазах!.. Ну, ладно…

PS: …«Публика - свинья, реклама - это громыхание палкой внутри помойного ведра», - мрачно изрёк в своё время Джордж Оруэлл. Финский сатирик Мартти Ларни высказался помягче: «Реклама - это способ заставить вас нуждаться в том, о существовании чего вы раньше не подозревали». Но, без сомнения, героям дня куда больше придутся по душе слова вице-президента «Procter & Gamble» Джона Пеппера (как будто, подсказанные всё тем же Огилви): «Я знаю, что половина моих затрат на рекламу расходуется впустую. Только вот - какая именно?..» А действительно?.. Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 23 октября 1963 года Боб Дилан записал в нью-йоркской «Columbia Studios» нетленную и перепетую с тех пор множеством заслуженных людей песню «The Times They Are A-Changin».

image Click to view



image Click to view


Владимир Маяковский, Пётр I, Дэвид Огилви, День работников рекламы, 23 октября, Теофраст Ренодо, «La Gazette», Ришелье

Previous post Next post
Up