В этот день… 18 октября - 2

Oct 18, 2015 11:00

О Тарутинской баталии

…Как мы помним, оставив Москву, Кутузов совершил воспетый историографами Тарутинский манёвр - и разбил лагерь вблизи одноимённой деревушки, примерно в девяноста километрах от Москвы. Тут наша армия благополучно расположилась на отдых - при полном попустительстве командующего французским авангардом, маршала Мюрата. (Поначалу Неаполитанский король русских вообще потерял; потом кое-как нашёл - и встал неподалёку, не предпринимая никаких действий. Недели на три война стала «странной»; генерал Ермолов писал позже: «Гг. генералы и офицеры съезжались на передовых постах с изъявлениями вежливости, что многим было поводом к заключению, что существует перемирие»).



…На самом деле, никакого формального перемирия не было! Однако, уже в начале октября изнемогший в Москве Наполеон шлёт в тарутинский лагерь графа Лористона, бывшего посла в России. (В 1815-м тот откажется поддержать камбэк императора - и станет маркизом и маршалом). Вообще-то поначалу ехать должен был другой экс-посол - Коленкур, но он рискнул возразить против такого проявления слабости… Лористон спорить не станет - и отправится за «миром любой ценой - кроме потери чести».

Разумеется, Кутузов выслушал посланника - и пообещал передать пожелания французского императора своему. Сделал ли это фельдмаршал - неясно; в любом случае - Александр не ответил, а русские генералы (в точном соответствии с прогнозом умудрённого Коленкура!) приободрились - и начали уламывать главнокомандующего напасть на Мюрата! Разведка доложила, что французы (и поляки - поскольку существенную часть группировки составляли остатки корпуса Понятовского) ведут себя крайне беспечно, и караулов практически не выставляют; вдобавок - их лошади потеряли форму из-за недокорма.



…Кутузов поначалу отнекивался - но, в конце концов, поддался на уговоры. Впрочем, решение принял весьма своеобразное - непосредственно командовать операцией назначил своего начальника главштаба (и лютого недруга) Бенигсена - а общее руководство оставил за собой. Замысел старого лиса мы вскоре поймём -  Михаил Илларионович был горазд обвести вокруг пальца не только военного противника…

…Атаковать решили поутру 17-го; планировалось, что Бенигсен ударит по левому флангу неприятеля, подкравшись лесом; Милорадович одновременно атакует правый фланг; а Дорохов - перекроет пути отступления. Замысел был хорош… но поначалу дело сорвалось - к назначенному часу в расположении не обнаружилось нашего начштаба, Ермолова! (Злые языки утверждают, что генерал изволил где-то обедать… разозлённый Кутузов его уволит - но тут же вернёт обратно).

(Любопытно, что «беспечный» Мюрат каким-то образом про секретный план русских прознал - и всю ночь держал своё войско под ружьём; у маршала имелось около двадцати тысяч солдат и почти двести пушек).

Наших на дело было отряжено около тридцати пяти тысяч - но реально в бой вступило чуть больше десяти… И вот почему: идущие лесом колонны замешкались в темноте. (Источники приводят подробности вроде замотанных для пущей скрытности тряпками ружей - но делу это помогло мало). В итоге, к рассвету на противника вышел только казачий генерал Орлов-Денисов… и решился атаковать в одиночку!



…Надо сказать, это удар оказался в то утро нашим самым большим успехом - неприятели кинулись врассыпную! Казаки, в свою очередь, поспешили заняться делёжкой трофеев - наступление притормозилось; пехота всё ещё терпеливо и тайно преодолевала лесную чащу!.. Тем временем, Мюрат, в своём лучшем стиле, не только останавливает бегущих, но и пинками гонит их в контратаку - французская артиллерия открывает огонь по наступающим.

…К несчастью, первые же залпы накрыли наши колонны, наконец-то, показавшиеся на опушке - прямым попаданием был убит командир корпуса генерал Багговут. Бенигсен шлёт за подкреплениями - но Кутузов не только их не даёт, но и приказывает остановиться Милорадовичу!

(Со словами: «…если не умели мы поутру взять Мюрата живым и прийти вовремя на места, то преследование будет бесполезно. Нам нельзя отдаляться от позиции». Точка!..)

Бенигсен выразит свои эмоции так: «Я не могу опомниться! Какие могли бы быть последствия этого прекрасного, блестящего дня, если бы я получил поддержку...» И о Кутузове: «Его трусость уже превосходит позволительные для трусов размеры… он   покрыл себя прозрением и стал смешным в глазах всей армии…»



…Возможно, генерал погорячился… (Упомянём - в сражении он был контужен). Ещё больше Бенигсен погорячится, накатав Александру телегу на Кутузова… император хладнокровно перешлёт её фельдмаршалу - и тот с облегчением ябеду выгонит. (Награждены за Тарутинский бой, впрочем, будут оба). Таким образом, светлейший князь одним выстрелом убьёт двух зайцев: и от «немца» избавится - и победу одержит!..

…Победа, конечно, и впрямь вышла неполной - Мюрат разбит не был и  отступил в относительном порядке; однако - потеряв от трёх до четырёх тысяч человек (против тысячи с небольшим наших) - и почти сорок пушек.



PS: В это же день на северо-западе начнётся Вторая битва под Полоцком- и в итоге спаситель Петербурга, Пётр Витгенштейн, займёт этот город… Что ещё? Буквально назавтра после Тарутинского сражения Наполеон начнёт отступление из Москвы… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 18 октября 1967 года Bee Gees прорвались на верхушку британского чарта с песней «Massachusetts».

image Click to view


Мюрат, Тарутинское сражение, Орлов-Денисов, Наполеон, Ермолов, Лористон, 18 октября, Коленкур, Кутузов, Витгенштейн, Александр I, Бенигсен

Previous post Next post
Up