О том, как русские в первый раз Берлин брали
9 октября (по нов. ст.) 1760 года, во время Семилетней войны русская армия впервые в своей истории взяла Берлин… (Справедливости ради - город не сопротивлялся, оккупация оказалась краткосрочной… более того - тремя годами раньше аналогичный трюк проделали австрийцы! Тогда бравый генерал Андраш Хадик (венгр по происхождению) за одни сутки облегчит прусскую казну на две с половиной сотни тысяч талеров (называется, впрочем, и цифра в два миллиона!) - а комендант, генерал Рохов, располагая превосходящим численно гарнизоном, сбежит - якобы, с тем, чтобы «вывезти императрицу в безопасное место». Для своей же императрицы Хадик прихватит особый трофей - две дюжины перчаток. (Раздосадованные пруссаки потом будут уверять, что те были на одну руку!) …Так или иначе, растроганная Мария-Терезия наградит налётчика Большим крестом ордена своего имени - за всю историю такой чести были удостоены всего два десятка военачальников! Впрочем, мы отвлеклись…
…Итак, всего полутора годами раньше русские разбили Фридриха под Кунерсфдорфом - однако союзники, в очередной раз недопоняв друг друга, на столицу не пошли… Король соберёт новую армию - и продолжит войну. (Справедливости ради - качество войска резко упало… можно сказать, оно становилось «не совсем прусским» - поскольку Фридрих, испытывая острую нехватку людей, начал загонять в строй всех, до кого удавалось дотянуться - включая даже военнопленных… При первой возможности эти вояки стройными рядами шли сдаваться).
…Тем не менее, пока что король относительно успешно воюет против австрийцев в Силезии… после очередного поражения те обращают внимание русских - Берлин-то открыт!.. («Открыт» - в прямом смысле слова; город толком не имел оборонительных сооружений, малочисленным гарнизоном, между прочим, командовал всё тот же незадачливый Рохов). В поход выступили двадцатитысячный русский корпус генерала Захара Чернышёва и пятнадцатитысячный австрийский - генерала Франца фон Ласси (кстати - сына нашего прославленного фельдмаршала-ирландца). Вперёд, однако, отправили трёхтысячный отряд генерала Готтлоба Тотлебена. (Этот лихой саксонец в своё время был изгнан из, собственно, Саксонии за какие-то финансовые махинации; послужил в Голландии - и едва не осел в Пруссии… откуда, впрочем, после некрасивой истории с разводом, его вышвырнул лично Фридрих… В России у графа тоже возникнут проблемы - пока же для нас важно, что город он знал хорошо, а к прусскому королю имел личный счёт).
…Как мы уже сказали, берлинский гарнизон едва превышал тысячу человек (и не слишком боеспособных, к тому же) - однако, на сей раз горожане не дали своему коменданту сбежать, и, поголовно вооружившись, изъявили желание биться насмерть! Вероятно, так бы оно и вышло - но со штурмом у Тотлебена не заладилось. Возникший, было, после бомбардировки пожар осаждённые потушили; одну из атакующих колонн отбили - вторая упёрлась в ставший для неё сюрпризом ров; третья и вовсе заблудилась.
…Тут на помощь городу прибывает Фридрих Евгений, герцог Вюртембергский с пятитысячным отрядом - согласно прусским источникам, он «отгоняет русских»; согласно нашим - Тотлебен «отступает, расстреляв боезапас и ожидая подкреплений»… В любом случае - далеко он не уйдёт - а на авансцене появляется Ласси с небольшим передовым отрядом - граф не мог допустить, чтобы столь богатая добыча досталась союзнику - и, в свою очередь, требует от берлинцев капитуляции!
…Между тем, главные силы русских и австрийцев неумолимо приближаются - видя такое дело, пруссаки решаются отойти… а бедолагу-Рохова с малым отрядом оставляют сдаваться - благо, опыт у него имеется! (Логика была проста - ожесточённая оборона приведёт к потерям среди гражданских и разрушению города с последующим разорением. Ещё проще оказался выбор победителя - согласно воспоминаниям одного из участников событий, сошлись на том, что «Австрийцы… будучи отъявленными врагами, поступят с городом гораздо жесточе Русских, а с этими можно лучше договориться).
…Тотлебен подписывает капитуляцию (даже не сочтя нужным уведомить своего начальника, Чернышёва) - и вступает в Берлин! (Австрийцы, со своей стороны, невзирая на возражения, занимают часть предместий - и начинают их нещадно грабить… (Как, впрочем, и наши казаки - что касается солдат, то уже процитированный купец Гочковский свидетельствует: «О всяком доходившем до меня своевольстве Русских солдат я немедленно доносил генералу, и тот приказывал тотчас же наказывать провинившагося. Вот чем объясняется отличное поведение Русскаго войска во время его здешняго пребывания»). Склады и военные объекты, впрочем, разорят - а горожан обложат немалой контрибуцией…
PS: …Спустя пару дней до оккупантов дойдут слухи о приближении Фридриха - и к тринадцатому Берлин будет очищен. (Победители даже не дождутся окончательного расчёта - но пять тысяч пленных уведут).
PPS: А. С. наш Пушкин приводит байку, будто Тотлебен успеет рассмотреть в одном из участников славного налёта внешнее сходство с наследником Петром Фёдоровичем - и этой новостью заставит всерьёз призадуматься казака Емельяна Пугачёва… По итогам мероприятия генерала обойдут наградами (видимо, за неуважение к старшим по чину - им-то пожалуют ордена, а от главного героя отделаются какой-то «грамотой»). Более того - спустя полгода Тотлебен окажется в кандалах и под расследованием о госизмене! (Он действительно, пребывая в победной эйфории, затеет переписку с Фридрихом; по другим сведениям - будет передавать письма наследника). Генерала приговорят, было, к смерти - Екатерина, взойдя вскоре на трон, его помилует, вернёт имения с имуществом, выплатит просроченное в заключении жалованье - однако, из империи вышлет. Спустя некоторое время неутомимый граф вернётся!.. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. Сегодня отмечает сорокалетие Шон Таро Оно Леннон, более известный как Шон Оно Леннон - по удивительному совпадению, он родился в один день с отцом и тоже отметился на музыкальном поприще.
Click to view