В этот день… 7 сентября - 3

Sep 07, 2015 20:00

О похищении «Джоконды»

7 сентября 1911 года полиция арестовала Гийома Аполлинера… (Вообще-то, знаменитый авангардист при рождении звался Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий - а матушка его была подданной Российской империи… правда, родился поэт в Италии - а жил, в основном, во Франции. Ну, неважно…)

…Потому что в кутузку поэта потащили не просто так - а по подозрению в краже «Джоконды» (которое произошло парой недель раньше)… Более того - основания у полиции имелись! Но - по порядку.




…Штука в том, что в процессе расследования провели инвентаризацию - и не досчитались доброй сотни экспонатов! За неделю до упомянутого ареста некий бельгиец Жери Пьерэ явился в редакцию «Пари Журналь» с какой-то древней женской головой - и похвастался, что спёр её из Лувра семь лет назад - «там же ничего толком не охраняют!» Поднялся шум… администрацию музея разгонят заодно с директором… Заодно выяснится, что примерно в то же время и тот же жулик продал Аполлинеру и Пикассо несколько, якобы,  финикийских статуэток - с тем же объяснением!..

…Приятели не слишком-то поверили болтуну… Отец кубизма даже успеет засветиться, изобразив краденые раритеты на одной из своих бесчисленных картин. (И тоже попадёт под подозрение - но, как Вы понимаете, учитывая манеру автора, опознать что-либо будет достаточно сложно, и от него отстанут). А вот Аполлинарий Вонж-Костровицкий додумается инкогнито отослать свои экземпляры в Лувр… разумеется, его отследят! Правда, пришить мэтру «Мону Лизу» не выйдет - через пять дней Аполлинера выпустят… а вот безуспешные поиски картины продлятся ещё два года!

…Надо сказать, именно похищению полотно обязано своим последующим  культовым статусом. (Ну, точнее, не «полотно» - поскольку Леонардо писал на тополиной доске. Продолжалось это немало лет; в процессе мастер переедет во Францию, упорно не желая расстаться со своей работой. Такой «долгострой» - дело для Леонардо обычное - но «Джоконда», вероятно, станет его единственной «законченной большой работой» (хотя некоторые считают, что не совсем законченной - да и не большая она вовсе). В любом случае - заказчик своего не получит; потому его имя остаётся дискуссионным).




После ряда перемещений (как говорят, на какое-то время картину забирал в свою спальню сам Наполеон)… так вот - в конце концов, «Джоконда» осела в Лувре… не вызывая, впрочем, ни малейшего ажиотажа! Пресловутую «улыбку Моны Лизы»  в середине XIX века разглядит Теофиль Готье. (Одно слово - романтик!) «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» И так далее… Отныне картина станет предметом культа - но лишь, что называется, «узкого круга».

…А вот «иконой масс-культуры» её сделает пресса - собственно говоря, газетчиков больше интересовало «бессилие властей» и прочее бла-бла-бла… но - иллюстрации! Так о существовании «Джоконды» узнал весь мир…

…Человек, которому творение Леонардо обязано своим статусом, звался  Винченцо Перуджа - в Лувре итальянец подрабатывал как раз изготовлением защитных остеклённых коробов для картин - включая «Мону Лизу»! (Возможно, это выдумка - но уже после ареста он расскажет, что, вообще-то, хотел спереть что-нибудь более ценное - например, Тициана… Однако «размер имеет значение»… выбор пал на «Джоконду»!)



Подстёгиваемая прессой, полиция в те дни допрашивала всех, имевших хоть какое-то отношение к музею… причём дважды - самого Перуджа! Более того - стекольщик оставил на раме совершенно недвусмысленный отпечаток пальца… Увы - Альфонс Бертильон (знаменитый своим антропометрическим методом идентификации; это с его подачи задержанных до сих пор фотографируют в профиль и анфас)… так вот - признанный специалист с предубеждением относился к зарождавшейся дактилоскопии (конкуренция - чего там). В итоге важная улика так и не была использована…

…Перуджа вернулся в Италию - и пару лет в прямом смысле слова спал с «Джокондой», спрятав её в матраце. А затем надумал продать… (По другим сведениям - безвозмездно передать музею Уффици. Ну, неважно). В любом случае - злодея повязали… и, фактически, сделали национальным героем! (Если быть точным - дали триста восемьдесят дней тюрьмы, которые  скостят до семи месяцев). Обретённый шедевр триумфально двинулся на место прописки, собирая по пути толпы фанатов! (Газетчики ликовали - хотя и несколько жалели, что, как выяснилось, ни немецкий кайзер Вильгельм, ни американский миллиардер Морган оказались не приделах. Интеллигенция, в свою очередь, начала воротить от поп-иконы нос!..)



…Но возможно, заговор действительно был! Перуджа с успехом предстал в имидже наивного патриота. (Он, якобы, «хотел вернуть картину, украденную у Италии Наполеоном»… Бонапарт, конечно, в своё время неслабо  ограбил Италию на разные предметы искусства - однако, последние мазки Леонардо положил, живя во Франции - и впоследствии картина была честно куплена). Потому существует версия, что «Джоконду» итальянцу заказал некий авантюрист Эдуардо де Валферно - чтобы, воспользовавшись шумихой, пихать богатеньким коллекционерам её копии… Как будто - несколько штук действительно были проданы за приличные деньги (причём одна - тому же Моргану) - но кто ж признается?.. Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 7 сентября 1951 года родилась Крисси Хайнд, американская вокалистка английской рок-группы новой волны «The Pretenders» Крисси Хайнд - известная активистка борьбы за права животных и убеждённая вегетарианка.

image Click to view


Эдуардо де Валферно, 7 сентября, Теофиль Готье, Аполлинер, Винченцо Перуджа, Леонардо, Бертильон, Пьерэ, Джоконда, Пикассо

Previous post Next post
Up