В этот день… 25 июня - 3

Jun 25, 2015 19:00

О Гауди

25 июня 1852 года родился Антони Пласид Гильм Гауди-и-Курнет (встречается написание Корнет), более известный миру как Антонио Гауди - архитектор, в значительной степени создавший неповторимый облик Барселоны; опередивший своё время на десятилетия (лишь спустя век его метод безопорных перекрытий сможет повторить компьютерная программа НАСА); художник, не переносивший геометрически правильно оформленного пространства (возможно, это как-то связано с тем, что Гауди был близорук на один глаз - и дальнозорок на другой; коррекцией при этом пренебрегал, говоря: «Греки очков не носили»); создатель двадцати трёх безусловных архитектурных шедевров, семь из которых признаны ЮНЕСКО «Всемирным наследием» -  и прочая, и прочая… (Хотя - как раз возможность живописать творения мастера предоставим более компетентным рассказчикам…)



…На право считаться родиной Гауди претендуют два города - но это неважно; принципиально, что оба они расположены в Каталонии - и на побережье; потому существует мнение, что сооружённые в детстве песочные замки он впоследствии начнёт воплощать в камне… Другой исток - профессия отца-котельщика; именно в его мастерской, по словам самого  архитектора, он ребёнком впервые осознал пространство. …Имелось и ещё одно немаловажное обстоятельство - Антонио с детства болел ревматизмом; потому шумным детским играм вынужденно предпочитал размеренные прогулки - и созерцание природы с её полным отсутствием прямых углов… (Надо сказать, слабым здоровьем отличались все члены семьи - не достигнув тридцати, Гауди переживёт мать, сестру и трёх старших братьев (два из которых, впрочем, умерли ещё в младенчестве…) - а затем и последних родственников - отца и племянницу).




…Примерно в шестнадцать он едет обучаться архитектуре в Барселону - удивительный город, где за тысячелетие пересеклись пути самых разных народов - от античных греков, карфагенян, римлян и вандалов - до средневековых мавров и франков. (Заметим - именно тогда, в 70-е годы позапрошлого века Каталония впервые затеяла, было, отделяться от Испании… собственно, присоединена она была только в начале XVIII века - а до этого знала более семи столетий независимости! Впрочем, мы отвлеклись…)

…Хотя, и не очень - несомненно, Гауди-студента впечатляли и эти события, и разностильная местная архитектура. В те времена он был настоящим либералом - бранил церковь и щегольски одевался… (Видимо, с помощью переехавшего в Барселону отца - попытки молодого человека заполучить какой-нибудь заказ пока что успеха не имели… Более того - молодого Гауди чуть не выпрут с выпускного экзамена… мало того, что он выберет темой кладбищенские ворота - так ещё и начнёт с изображения траурной процессии… (Потому что, не видя её, невозможно понять, какими, собственно, должны стать эти самые ворота!) Преподаватели заключат: «Он или гений - или сумасшедший!» Да уж, в банальности Антонио нельзя было упрекнуть уже тогда…




…На счастье, в его жизни явилась Добрая Фея… точнее - Эусеби Гуэль, богатейший промышленник Каталонии и, по совместительству, - эстет и меценат. Не находившие отклика замыслы архитектора самым счастливым образом оказались созвучны фантазиям бизнесмена… На ближайшие три с половиной десятилетия Гауди получит неограниченное финансирование… главбух Гуэля с полным основанием сетовал: «…я-де, набиваю хозяйские карманы деньгами - а потом приходит Гауди и опустошает их!» (В знаменитом Дворце Гуэля сооружено сто двадцать семь абсолютно разных колонн… экая дорогостоящая экстравагантность!) …Надо сказать, дружеская близость к столь видному человеку стала для Гауди лучшим пиаром - к нему косяком потянулись богатенькие заказчики…  всем  вдруг захотелось «чего-нибудь этакого!»



…Увы, после сорока архитектора постигает загадочный кризис. (Хронологически - как раз ко времени окончания Дворца…) неясно, какое значение имели два предшествующих события: во-первых, Гауди в первый (и последний) раз в жизни посватается - и получит отказ. (Он так и останется один, о женщинах в жизни мастера не известно практически ничего). Во-вторых - вернётся к церкви Саграда Фамилия… едва ли не первому своему заказу - правда в своё время заброшенному. Гауди будет работать над этим поражающим воображение сооружением до конца жизни - храм продолжают достраивать поныне, хотя в 2010 году его официально освятил Папа  Бенедикт XVI…

…Так или иначе - архитектор внезапно становится фанатичным католиком; садится на полуголодную диету; соблюдает обряды с истовостью, смущающей даже священнослужителей; перестаёт следить за своим внешним видом… доходит до того, что Гауди отказывается брать заказы «без позволения Мадонны»! (Именно в эти времена возникает легенда о его нетерпимости… один из примеров: мэрия просит Гауди подкорректировать в проекте выступающую на улицу колонну; мэтр обещает всё исполнить - но высечь на фасаде здания: «Изуродовано по распоряжению городского совета Барселоны». Чиновники капитулировали!)



(Вдобавок - он становится ярым националистом; как говорят, даже с прибывшим посмотреть на его работу королём, Гарди соглашается общаться только по-каталонски; более того - архитектор умудряется попасть под раздачу на каком-то митинге сепаратистов…)

…На семьдесят четвёртом году жизни он погибает, сбитый недавно пущенным по Барселоне трамваем. (По слухам - это даже был самый первый трамвай; некоторые источники утверждают, что Гауди был раздавлен между двумя трамваями… Неясно… но и неважно - по затрапезной одежде мэтра примут за нищего; отвезут в соответствующую больницу; оставят, практически, без помощи - и хватятся только на следующий день… увы - поздно…

PS: При жизни мало кто знал его в лицо - тем не менее, похоронная процессия растянется на километры… Признание за пределами Каталонии (Гауди практически не выезжал из Барселоны) придёт ещё через четверть века… В наши дни мэтра собираются причислить к лику святых - и сделать покровителем архитекторов… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 25 июня 1963 года родился Георгиос Панайоту, известный миру просто как  Джордж Майкл.

image Click to view



image Click to view



Каталония, Саграда Фамилия, 25 июня, Барселона, Эусеби Гуэль, Антонио Гауди

Previous post Next post
Up