В этот день… 29 мая

May 29, 2013 00:00

О созидании и разрушении

Сегодняшним днём 1860-го года датировано завещание Павла Третьякова, которым он передавал Москве свою коллекцию живописи. Факт, казалось бы, известный - но от нашего внимания иногда ускользает важное обстоятельство: купец и меценат завещал несуществующую коллекцию. Первые картины, как принято считать, Третьяков приобрёл всего четырьмя годами раньше, а знаменитое здание он построит только через четырнадцать лет!



Ещё через семь лет, в 1881-м, галерея откроется для публики - наконец, в 1892-м, Третьяков официально передаст свою сокровищницу Думе; а в благодарность, получит звание Почётного гражданина Москвы. Ещё через год галерея получит его имя (вместе с братом Сергеем); до 1898 года Третьяков будет исполнять обязанности пожизненного хранителя; и, спустя почти четыре десятилетия после составления завещания, уйдёт из жизни со словами: «Берегите галерею - и будьте здоровы».

Эта нехитрая хронология демонстрирует нам, что целью 28-летнего промышленника с самого начала было отнюдь не услаждение собственного взора (хотя, и не без этого!) - а общее благо, более того - на реализацию проекта он завещал практически всё, чем располагал на тот момент - 150 тысяч рублей серебром. (Заметим: к концу жизни его состояние достигнет почти четырёх миллионов).



Трогательная деталь: по тому же завещанию, остаток (ровно 8 тысяч 186 рублей) надлежало израсходовать «на выдачу в замужество бедных невест - но за добропорядочных людей». Простите за банальное замечание, но - вот такие люди стояли у истоков российского капитализма!..

…Впрочем, перенесёмся на четыре столетия назад, когда в этот же день 1453 года османы взяли Константинополь.

Надо сказать, что турки подступались ко Второму Риму на протяжении всего предыдущего полувека - но всё время им что-то мешало: то вторжение Тимура, то внутренние распри. Наконец, к власти пришёл Мехмед II, которого ромеи заранее опасались из-за данной в своё время клятвы взять их столицу - как вскоре выяснится, не зря.

Пропуская целый ряд драматических событий этой длительной военной кампании, отметим: в те времена Византийская империя могла называться таковой, разве что, номинально - контроль над большинством территорий был утерян, в самом городе жило не более полусотни тысяч человек.

Тем не менее, Константинополь оставался символом христианской цивилизации и  преемником Рима; более того - на протяжении более чем тысячелетней истории он был взят всего единожды; причём, как мы помним, доблестными воинами креста.

И вот - в минуту опасности, ни одно из европейских государств даже не попыталось прийти городу на помощь! Возможно, тут сказался уже давно свершившийся к тому времени церковный раскол; возможно, венецианцы даже предвкушали гибель конкурента; но факт остаётся фактом: не считая отдельных волонтёров, Царьград отбивался в одиночку - менее десяти тысяч греков против почти стотысячной турецкой армии.



Мехмет-Завоеватель вёл осаду продуманно, город за городом блокируя побережье, и разрушая стены современнейшей европейской артиллерией. В конце концов, после многодневного штурма, турки ворвались в город. Император Константин XI сражался в первых рядах, и был убит - согласно легенде, его опознали случайно, по сапогам с императорскими орлами; после чего султан распорядился выставить голову поверженного противника на всеобщее обозрение, а тело, тем не менее, - захоронить с царскими почестями.

(Кстати,  Мехмет тут же примет титул Кайзер-и Рум (то есть - Римский Цезарь); этот титул султаны сохранят вплоть до распада Османской империи после Первой мировой).

Падение Константинополя отдалось воистину вселенским эхом - Византийская империя прекратила своё существование; европейцы сочли это знамением конца света; историки нового времени склонны именно этой датой подводить черту под Средневековьем.

Имелись, впрочем, и последствия вполне практического характера: во-первых, Европа оказалась отрезана от торговых морских путей; есть мнение, что результатом этого стала Эпоха Географических Открытий с последующей  колонизацией новых земель.



Во-вторых, над Западом нависла молодая и агрессивная восточная империя - продвижение её нескоро будет остановлено; а свою силу она начнёт терять только три столетия спустя. (Кстати, при прямом участии нашего А.В. Суворова с его предшественниками и сподвижниками).

PS: Константинополь будет носить своё гордое имя вплоть до 1930 года, когда, во времена Ататюрка, станет Истанбулом… впрочем, это -совсем другая история.

Спортивные обозрения

Константинополь, Павел Третьяков, Мехмет-Завоеватель

Previous post Next post
Up