В этот день… 3 июня - 3

Jun 03, 2015 18:00

О КВЖД - и крушении в Эшеде

3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) - самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробил пол - а затем начала вырывать рельсы… В итоге двенадцать вагонов сошли с рельсов, один из них обрушил опору моста - а та рухнула на часть состава. «Усталость металла» (как установят потом) приведёт к гибели ста одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены - до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…



…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно - 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого стало появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали  на редкость богата событиями!..

…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботилась состоянием своих Дальневосточных территорий - всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония - да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникла идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток - через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной - но министру финансов Витте удалось эту идею  протащить.




Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах - самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложила кредит - а взамен получила согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешили нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения! (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна - не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят - и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал так далеко - или мог предвидеть стремительный ход событий?..

(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию - причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот!)

…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно  почему - но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали - по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, -  но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас - бюджет… В общем - воровали!..)



…В разгар работ произошло известное восстание боксёров - в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромили. Однако бунт (не без русского участия) был подавлен, и в 1903 году дорога официально открылась.

Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь - Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать наше продвижение к океану - есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904 - 1905 гг. После неё кусок дороги отошёл Японии - а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накрылись…

…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию - а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» - и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему? Ответ очевиден - при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…



PS: За недостатком места, придётся прерваться, хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается - ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой - но самой настоящей! - войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс - гитарист, вокалист и лидер группы «Stereophonics».

image Click to view



русско-японская война 1904 – 1905 гг., Китайско-Восточная железная дорога, восстание боксёров, Витте, крушение в Эшеде, 3 июня

Previous post Next post
Up