О Российском военно-морском флоте - а также инженерах-механиках и тренерах
Сегодня в России отмечается День инженера-механика - не вдаваясь в историю этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда - хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… Так вот - заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте - в 1854-м…
…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате - 30 (или - 20 по ст. ст.) октября 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)
…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов - немалую роль в успехе сыграет свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)
Сказано - сделано… организуют «кумпанства»: дворяне с боярами - по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица - то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, окажется ответственен аж за три!); купечество, навскидку - двенадцать штук со всех… итого - пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложат «полтинными деньгами» - то есть, по пятьдесят копеек со двора…)
…Как вскоре выяснится, именно этот подход оказался наиболее успешным - имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться - но строить сами не хотели, ничего не понимая в этом непрофильном бизнесе!.. Возникнут затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал - но через пару лет вынужден будет признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строителей поневоле» избавят от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно - десять тысяч рублей); и работы развернутся на казённых верфях (важнейшей из которых станет «Адмиралтейский двор» в Воронеже)…
…Таким образом, традиция велит вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра - но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь - чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается - потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса - который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)
…Одним словом - шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль - а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды - и рванёт каперствовать
….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем - в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные - и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность - вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой - Роде получал жалованье от казны!)… так вот - он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…
…Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» - однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…
...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибудет голштинское посольство - немцы просили разрешения ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласится!.. Но - так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..
…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль - и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради - галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и названа была в честь тамошнего герцога - «Фредерик»).
В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так - на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента - и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)
…Что дальше?.. Дальше будет очередная война со шведами - и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) - а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименуют в Царевич-Дмитриев; сейчас это - латышский Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё - строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами придётся мириться (собственно - чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё завоёванное непосильным трудом - и сожжём заложенные корабли!..
…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову - и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство - на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане - но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668 года, на воду сойдёт знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..
P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удастся - в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и - то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор - и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав.
P.P.S. Мы обязаны отметить, что по инициативе Федерации спортивной и художественной гимнастики России сегодня отмечается День Тренера. Болельщики знают: тренер - не только половина команды, но и самая зна́чимая её часть. (То же самое относится к индивидуальным спортсменам). Иным обласканным славой чемпионам случается возомнить, что причина их побед - исключительно в собственных безмерных талантах… и они начинают капризно менять тренеров… что ж, у некоторых даже получается. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 30 октября 1939 года родилась Грейс Барнетт Уинг, более известная как Грейс Слик - вокалистка культовой американской группы эпохи хиппи Jefferson Airplane и её реинкарнаций: Jefferson Starship и Starship.
Click to view
Click to view
И ещё. 30 октября 1941 года родился Отис Майлз-младший, более известный как Отис Уильямс - основатель и бессменный баритон знаменитой американской группы Temptations.
Click to view
Click to view