О мультипликации, анимации - а также тех, кто всё это придумал
Сегодня - Международный день анимации. (То есть, мультипликации, как прозвали у нас этот вид киноискусства - от латинского «умножаться», «размножаться»… В остальном мире за основу взяли французское «одушевлять» - и, пожалуй, это тот случай, когда с «остальным миром» нельзя не согласиться!.. Тем более, что первая демонстрация «оптического театра» произошла именно в Париже, 28 октября далёкого 1892 года. (Заметим - на четыре года раньше прославленного «Прибытия поезда» братьев Люмьер!)
…Что касается Международного дня, то, как легко заметить, он был учреждён именно в ознаменование этого события - и в честь его стодесятилетия, в 2002-м. (В этом же году Американская Киноакадемия надумает учредить отдельную премию «за полнометражный анимационный кинофильм». И «Оскар» получает… как вы думаете, кто?.. «Шрек», разумеется!) Впрочем - по порядку.
…Отец анимации, Эмиль Рейно, с детства пропадал в мастерской отца-часовщика - и рано увлёкся оптическими инструментами. Затем он поработает ретушёром в фотомастерской; а в двадцать - устроится ассистентом к аббату Муаньо. (Этот почтенный иезуит, влиятельный популяризатор науки и основатель журнала «Космос», неустанно колесил по Франции с лекциями). Одним словом, судьба сызмальства твёрдой рукой вела Эмиля к его изобретению!..
…«Движущиеся картинки» не были чем-то абсолютно новым (по некоторым сведениям их, как и почти всё остальное, придумали китайцы - ещё во II веке). Принцип действия доходчиво изложен одним из изобретателей европейского аналога, Жозефом Плато: «Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение».
В Европе диковинные аппараты появятся в первой трети XIX века - в разных странах и под разными названиями. Рейно имел дело с последней на тот момент модификацией - зоотропом. (От греческих «жизнь» и «вращение»). Здесь уже существовала картонная лента с нарисованными на ней картинками - но наш француз придумает совместить устройство с «волшебным фонарём» - теперь изображение стало возможно проецировать на большую поверхность. Итак, в 1877 году Рейно патентует свой праксиноскоп. (Заметим, что почти на четверть века раньше аналогичное устройство сделал барон фон Ухациус - и этого факта никто не отрицает! - но лавры первооткрывателя от австрийца ускользнут).
…Так или иначе - ещё пятнадцать лет Рейно совершенствует свою конструкцию - и, наконец, производит упомянутую первую демонстрацию - на Монмартре, в Музее Гревен. Успех был ошеломляющий!.. Надо сказать, если изначальный приоритет француза и небесспорен, то ему принадлежат многие новшества, не потерявшие актуальности до сих пор. В частности - он применит единый фон, избавивший аниматора от необходимости рисовать декорацию в каждом кадре. Принято считать что, вдобавок, Рейно синхронизировал картинку и звук. (Звучит довольно забавно, если учесть, что героев оптического театра озвучивали спрятанные за ширмой актёры… в общем, дело сводилось к тому, чтобы вовремя подать им знак!)
Все свои мультфильмы автор рисовал собственноручно. (Называются цифры от семисот до полутора тысяч картинок!..) За вечер Рейно с неизменным успехом давал до пяти пятнадцатиминутных сеансов - но тут…
…приедет «Поезд» братьев Люмьер - и ветреная публика переметнётся на новую забаву… «Hand-made» Рейно мгновенно потеряет актуальность - и, с горя, он швыряет свой аппарат в Сену… видимо, вдогонку последовали ленты - до наших дней дойдут только «Вокруг кабинки» и четырёхминутный фрагмент «Бедного Пьеро». На основании уцелевшего киноведы восхищаются «яркостью красок» и «человечностью персонажей» … впрочем, отдельные скептики полагают, что шедевры Рейно и мультфильмами-то в полном смысле слова назвать нельзя - ведь они не сняты на плёнку!.. (Ну да, добавим от себя… и компьютерной графики нет...)
…Логичный вопрос - а что у нас?.. У нас был Владислав Старевич - он родился за десять лет до дебюта Рейно, учился в Ковно (так звался в Российской империи Каунас); с детства увлекался фотографией и энтомологией. Потому, придя наниматься смотрителем в местный музей, молодой человек дарит директору пару альбомов фото - и получает в своё распоряжение кинокамеру!..
…Объединив свои увлечения, Владислав вскоре снимет короткометражки о жизни стрекоз и скарабеев. Впечатлённое начальство отправляет его в Москву - и киномагнат тех дней Александр Ханжонков после просмотра немедленно выделяет молодому дарованию камеру, плёнку и квартиру. (Правда, в обмен на эксклюзивные права).
После нескольких успешных работ Старевич столкнётся с проблемой - он задумал снять фильм о битве жуков-рогачей за самку; но в свете прожекторов те, так сказать, «теряли концентрацию»… Придётся заменить насекомых муляжами их панцирей (о судьбе нерадивых актёров история умалчивает) - так в 1910 году появится первый в истории кукольный мультфильм под научным названием «Lucanus Cervus».
…Через пару лет Старевич разовьёт свою идею, сняв «Прекрасную Люканиду, или Войну усачей с рогачами» - именно эта объёмная мультипликация принесёт её создателю мировое признание. (Наивные лондонские газетчики вопрошали: «Как всё это сделано? …Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки - ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности!»)
P.S. …Ну, мы-то знаем секрет… внешность бывает обманчива! Старевич снимет немало успешных картин (включая игровые) - и вскоре станет признанным мэтром. (Впоследствии Дисней скажет о нём: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий»). После революций 17-го года режиссёр уедет во Францию, продолжит заниматься кинематографом - и скончается в 1965-м… к сожалению, основательно к тому времени подзабытый… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 28 октября 1963 года родился Эрос Лучано Вальтер Рамаззотти - за свою карьеру итальянец не только продал сорок миллионов дисков, но и спел в дуэте с такими уважаемыми людьми как Тина Тёрнер, Анастейша, Джо Кокер, Карлос Сантана, Адриано Челентано, Рики Мартин… ну, прервёмся - хотя список можно продолжать!
Click to view
Click to view
Click to view