В этот день… 30 сентября - 3

Sep 30, 2024 13:00

О Ригли - человеке, который научил мир жевать

30 сентября 1861 года родился Уильям Ригли - основатель компании своего имени; человек, заполонивший мир жевательной резинкой.



…Для начала - пару слов о жвачке, как таковой. Общеизвестно, что всё на свете первыми изобрели китайцы, но в данном случае «что-то пошло не так». Как утверждают источники, приоритет за предками финнов - причём найденным образцам не менее пяти тысяч лет!.. Античные греки освежали дыхание (а заодно чистили зубы) смолой и воском; азиаты с теми же целями жевали бетель (некоторые продолжают до сих пор, потому что считают его афродизиаком). Больше всех повезёт майя - в их распоряжении был каучук - а вот североамериканским индейцам и нашим сибирякам приходилось довольствоваться смолой и хвоей…

…Как принято считать, западных европейцев эта привычка миновала - но потом они откроют Америку, а заодно и табак - и начнут жевать его. Только в середине XIX века предприимчивые американцы, братья Кёртис, организуют  производство чего-то похожего на современную резинку в воспетом Стивеном Кингом Бангоре, штат Мэн - а там подтянутся и другие.

…Но вернёмся к Ульяму нашему Ригли… его отец был мыловаром - потому Ригли-младший сызмальства поторговывал семейным продуктом, а в тридцать он переезжает из Филадельфии в Чикаго - расширять бизнес. Поначалу коммерсант торгует всё тем же мылом - причём, придумывает  стимулировать покупателей подарком в виде пакетика муки!.. Выяснится, что мука, почему-то, вызывает даже бо́льший интерес - и Уильям переходит  на неё, а дарить начинает пластинку жвачки. Вскоре окажется, что и на этот раз бонус привлекательней основного товара… Ригли всерьёз задумался!..

…Проведя нехитрое маркетинговое исследование, он поймёт, что ниша относительно свободна - и решится сменить специализацию. В 1893 году Америка узнает вкус Spearmint и Juicy Fruit - правда, пока дела шли ни шатко, ни валко - несколько раз Ригли даже чуть не вылетает в трубу…



(...Тем временем, относительно новым товаром заинтересовались эскулапы. Сначала некий доктор Биман начнёт продавать жвачку как средство для улучшения пищеварения; потом аптекарь Каннинг выведет в свет резинку, которая «предотвращает разрушение зубов и освежает дыхание»; а через годы появится книга профессора Холлингворта «Психодинамика жевания»,  научно  объясняющая, как это самое жевание целительно при стрессах).

…Между тем, в начале века Ригли разражается целым залпом новаторских идей: для начала он делит бытовавший тогда брусок резинки на пять завёрнутых частей - а потом запускает невиданную по размаху рекламную кампанию. На городские улицы выезжают оклеенные постерами трамваи, симпатичные девушки вручают жвачку прохожим… в Нью-Йорке её рассылают по телефонному справочнику. Впрочем, самой удачной находкой станет идея раздачи резинки иммигрантам - с ней в зубах они делали первый шаг по американской земле, и навсегда запоминали это неповторимое впечатление!..

(Нельзя не упомянуть эпизод чудесного спасения самолёта Британских ВВС в 1911 году - смышлёные лётчики спасутся от верной смерти, заклеив жвачкой прохудившийся двигатель. Много позже американские астронавты будут исследовать на ней свойства гравитации. А в годы Второй мировой жвачка войдёт в американский армейский паёк - некоторые конспирологи считают, что Штаты окончательно подсадят на резинку именно тогда).



…Впрочем, это будет уже при наследниках Уильяма Ригли - а сам он успеет настроить заводов в разных странах, а также - придумать вкладыши с бейсболистами и супергероями. Картинки мгновенно обретут своих фанатов и собирателей - как видим, Уильям всю жизнь придерживался безошибочного маркетингового хода: «…и что-нибудь - в подарок!»

P.S. …Основатель компании скончается в семьдесят лет, оставив её на взлёте и с девизом: «Даже такой маленький продукт, как жевательная резинка, должен обладать безупречным качеством».

P.P.S. Первая советская жвачка будет выпущена в семидесятых - в Ереване; затем подключатся Ростов-на-Дону и эстонский «Калев». Наконец, на рынок выйдет знаменитый «Рот-Фронт» - но москвичи перемудрят, и оценят свой продукт в 60 копеек. Спустя время, цену придётся снизить до пятидесяти - в основном для того, чтобы проще было продавать пластинки поштучно… А в девяностых производство отечественной жвачки (как и многие другие) закроется… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 30 сентября 1984 года вышел сингл «Fade To Black» - первая баллада американской хеви-метал команды Metallica. Запись достигнет золотого статуса в США. Гитарное соло займёт 24 место в рейтинге журнала Guitar World.

image Click to view



image Click to view


США, братья Кёртис, жевательная резинка, 30 сентября, маркетинг, Биман, Уильям Ригли, торговля, Холлингворт, Каннинг, реклама, общество, жвачка, история, бизнес

Previous post Next post
Up