О некоторых примечательных строительствах и строениях - а также Командоре Вандербильте
Право же, 27 мая впору назвать каким-нибудь «Днём строителя и архитектора». «Петра творенье» мы уже обсудили - а полвека спустя будет завершено строительство Андреевской церкви в Киеве. Императрица Елизавета распорядилась воздвигнуть её на том месте, где в своё время установил крест первый ученик Христа, апостол Андрей Первозванный. (Насчёт его путешествия в Скифию историков одолевают сомнения - но мы, пожалуй, останемся приверженцами именно этой версии!) Между прочим, проект храма принадлежит доброму знакомцу питерцев - Бартоломео Растрелли…
…В этот же день (правда - по старому стилю) 1774 года уже матушка-Екатерина подпишет следующий рескрипт: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Чёрном море и сопряжённые с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческой пристанью…» (Надо сказать - поначалу план был совсем иной! Будущая Одесса задумывалась как крепость Днестровской оборонительной линии - и работы не только начались годом раньше, но и успели существенно продвинуться… а в качестве порта рассматривали Николаев, Херсон или Очаков).
…Однако, в дело вмешался Иосиф де Рибас - ему приглянулся именно Хаджибей; будучи одним из секретарей Платона Зубова, вице-адмирал смог пролоббировать свой замысел… (После смерти Потёмкина последний фаворит императрицы унаследовал должность Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора). Работы начнутся уже 2 сентября (по н. ст.) - а в начале следующего года появится название Одесса. (Якобы, Екатерине предлагали Одессос - по имени расположенной когда-то в этих местах античной колонии - но императрица предпочла «женский» вариант). Отметим, что рескрипт, с которого мы начали, предписывает: «Работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымницкого, коему поручены от нас строения укреплений и военных заведений в той стороне…» - а директором «канцелярии строений города и порта Гаджибейского» станет небезызвестный инженер-полковник Франц де Воллан - по его плану город и построят…
… Переносимся в Москву - здесь в 1883-м открылся Исторический музей. Правда, назывался он тогда длинно и нескромно: «Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича», а первая экспозиция была, почему-то посвящена не слишком удачной для нас Крымской войне…
…Наконец, за океаном в этот день 1937-го пешеходы получили возможность ступить на знакомый в наши дни каждому Мост Золотые Ворота. (Любопытная деталь: так был исполнен один из декретов, изданный за шесть с половиной десятилетий до этого первым (и пока последним) Императором Соединённых Штатов Нортоном I… впрочем, об этой прелюбопытной исторической фигуре мы как-нибудь вспомним отдельно).
…Не покидая Америки, скажем пару слов о человеке, который родился в этот день 1794-го года: он был и, своего рода, строителем, и, практически, императором - поскольку построил империю - а знакомые звали его попросту Командор.
Четвёртый ребёнок в небогатой семье, Корнелиус Вандербильт с одиннадцати забросил школу - и начал помогать отцу. Тот был отчасти фермером, отчасти лодочником - и к шестнадцати парень освоил второе ремесло настолько, что засобирался в моряки. …Впрочем, это был элементарный шантаж (столь характерный для Командора на протяжении всей его 83-летней жизни). Догадливая мать тут же ссудила юноше сто баксов на собственную лодку! (Правда, в воспитательных целях, подрядила начинающего бизнесмена вспахать особо каменистый участок). Через год он вернёт стольник - и добавит к нему честно заработанную тысячу!..
…Дальнейшая история известна: Вандербильт будет возить людей и грузы - сначала на парусниках, потом на пароходах; сначала по одной реке, потом - по многим, и наконец - по океанам. (Ближе к финалу он откроет для себя железную дорогу - но вдруг выяснится, что на твёрдой почве Командора слегка штормит). Впрочем, это не помешает ему отойти в мир иной владельцем стомиллионного состояния - по мнению специалистов, это соответствует примерно полутора сотням миллиардов долларов теперешних!..
…Секретов успеха Вандербильт знал три: перманентный демпинг (вынуждавший конкурентов отходить в сторону или откупаться); бесстрашие (во время войны он возил грузы, игнорируя британскую блокаду) - и творческое отношение к законодательству. Разумеется, стоило бы упомянуть деловую хватку - но, вроде бы, это само собой разумеется?..
…В те времена мир ещё не стал обществом потребления, поэтому «свет» нуворишей не жаловал. К чести Вандербильта, он не пытался напялить на себя дурацкую личину мещанина во дворянстве - и пошёл от противного, щеголяя дурными манерами и нарочитым невежеством. Командор говаривал: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам - изобретение всё новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».
Потому он плевал на общество, построив себе первую в мире 80-метровую яхту с мрамором и бархатной обивкой - а также помпезный дворец с собственной статуей «а-ля антик» при входе. (Кстати, современные авторы называют его красивым… Знаете, наверно, так оно и есть! Наши представления о так называемом «хорошем вкусе» подверглись с тех пор существенной коррекции…)
Впрочем, Вандербильт отчасти решил проблему - с приданым, которым располагали его дочери, Корнелиус запросто стал тестем многих аристократов, включая девятого герцога Мальборо!
PS: Потомки Командора оказались людьми менее хваткими. (А может, дело в количестве - у него было восемь дочек и три сына). Тем не менее, прожить всё им не удалось до сих пор… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок 27 мая 1975 года родился Андре Лорен Бенджамин (более известный как Dre и Andre 3000) - участник успешного хип-хоп дуэта, обладателя шести премий «Грэмми», «OutKast».
Click to view