В этот день… 18 июня - 3

Jun 18, 2024 09:00

О Феофане Прокоповиче

18 июня (по нов. ст.) 1681 года родился Феофан Прокопович - будущий ректор Киево-Могилянской академии; епископ Псковский и Нарвский (а затем - архиепископ Новгородский); первый вице-президент (а затем - первенствующий член) Святейшего Правительствующего Синода; известнейший публицист и проповедник своего времени… есть также мнение, что именно Феофану принадлежит авторство тезисов о триедином русском народе и самодержце Великой, Малой и Белой Руси. (И даже, возможно, - самого термина «Российская империя»!..) Впрочем - по порядку.



…О детстве будущего иерарха известно немного (к слову, его имя при рождении - то ли Елисей, то ли Елеазар). Отец, небогатый торговец, вскоре помрёт; мать последует за ним - и мальчуган попадёт под опеку дяди (ректора Киево-Братской академии… собственно говоря - Феофаном Прокоповичем звали, как раз, его - благодарный племянник впоследствии примет это имя…) Но до того (и уже после смерти покровителя) Елисею случится продолжить образование во Львове, где семнадцатилетний юноша проникнется «латинскими» идеями и примет унию. (Как мы часто видим, пресловутая «жажда познания» с удивительным  постоянством ведёт к соблазну… а то и - прямой ереси!)

…Новообращённый окажется настолько успешен, что его отправляют на стажировку в Рим!.. Возможно, тут и стать бы Елисею «папским агентом влияния»… но, как говорится, «что-то пошло не так». (Позже Феофан будет ссылаться на идейные разногласия - мол, уж больно Ватикан непримирим, а иезуиты коварны… однако - знаем мы цену таким «внезапным прозрениям»). Так или иначе - вдоволь приложившись к богатству католического образования (а заодно - трудам древних авторов) - молодой человек возвращается в Киев. (То есть - в лоно православия; тогда же он примет монашество и известное нам имя. А ещё - станет ярым врагом «западной веры»).

На старом-новом поприще Феофан вскоре проявит себя как недюжинный автор и проповедник. Литературоведы единодушно отмечают его новаторство - тексты преподавателя пиитики выгодно отличались простотой и краткостью. (Одним словом - были доходчивы… удивительное дело - если считать Прокоповича одним из первых реформаторов русского языка (а далее будут Ломоносов, Карамзин - и, конечно же, «наше всё»)… так вот - получается, путь лежит исключительно через упрощение?..)



…Хотя, конечно, при Феофане оно было относительным. (Что мы вскоре и увидим). В 1706 году среди слушателей проповедника в Киево-Печерской лавре впервые оказывается Пётр… как говорят - царю понравилось, но видимо, не настолько - раз уж он забывает профессора на добрых три года… Следующий случай отличиться представится Прокоповичу сразу после Полтавской победы - он посвятит ей пылкое сочинение: «…преславная, неслыханная и бесприкладная явилася твоя победа, подобне, яко же иногда творяши со судиями израильскими, их же тогда вооружаше на брань, егда зело супостатские умножахуся сили…»

…Стиль царь, вроде бы, оценит - но Феофана призовёт только два года спустя, находясь в печально известном Прутском походе… Миссия с треском провалится, но для проповедника вояж окажется удачным - сначала его назначают ректором Киевской академии, а ещё через пять лет - вызывают в Петербург, чтобы вскоре посвятить в епископы. На годы Прокопович становится, с позволения сказать, «рупором петровских реформ» - из-под его пера выходят «Слово о пользе путешествий», «Похвальное слова о флоте российском», «Слово о власти и чести царской», «Слово похвальное в день рождения Петра Петровича». (Отсюда известный пассаж о взлетевшем престиже державы: «Которые нас гнушались, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грозили - боятся и трепещут, которые презирали - служити нам не стыдятся»).

…Принято считать, что понятливый епископ буквально следовал каждой свежей мысли государя - а иной раз даже «снимал её с языка». (Примечательно, что обычно щедрый с любимцами Пётр на сей раз ограничится парой деревенек - правда, будет время от времени подбрасывать вечно жалующемуся на «скудость» Феофану деньжат. Получается - «не корысти ради»?..) Важный момент - именно Прокопович станет сначала автором упраздняющего патриаршество Духовного Регламента, а затем - вице-президентом (и, фактически, первым лицом) вновь образованного Святейшего правительствующего Синода…



…После смерти царя-реформатора у преданного сподвижника возникнут  серьёзные проблемы. (По очевидным причинам, в церковных кругах за эту самую смерть разве что не молились…) Однако, Прокопович сумеет последовательно угодить последующим монархам. (Именно он изобретёт формулировку: мол, провозглашение Екатерины I императрицей - не «избрание», поскольку такова была воля короновавшего супругу Петра!..   Позже епископ решительно встанет на сторону Анны Иоанновны (и даже, по некоторым сведениям, будет снабжать её инструкциями) - а общую победу воспоёт в звучных виршах:

Бойся самодержавной, прелестницы, Анны:
Как оная бумажка вси твои подлоги.
Растерзанные, падут под царские ноги.

P.S. …Таким образом, Феофан пребудет, что называется, в «седле» - однако, с огромными усилиями - и перманентно отражая наскоки нажитых за предыдущие годы недругов… (Конечно, легко рассуждать об извечной борьбе «реформ» с «косностью» - но и серьёзно поражённое в правах при Петре духовенство можно понять). В то же время, возвращать эти самые права последующие монархи отнюдь не собирались!.. Потому в многочисленных разбирательствах Прокопович неизменно берёт верх. (При этом, заметим - неизменно обрекая своих явных и даже потенциальных противников на все прелести застенков Тайной канцелярии). Так, преследуя очередного супостата, он и умрёт - пятидесяти пяти лет от роду, и успев напоследок сказать: «О главо, главо, разуму упившись, куда ся приклонишь». …Примечательно, что в завещании скромного проповедника обнаружатся дома в двух столицах; полтораста картин; дорогая библиотека…  Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 18 июня 1976 года родился Блэйк Толлисон Шелтон - успешный американский кантри-певец.

image Click to view



image Click to view


Пётр I, Феофан Прокопович, Россия, Екатерина I, литература, Полтавская победа, 18 июня, Анна Иоанновна, церковь, общество, Прутский поход, история

Previous post Next post
Up