В этот день… 9 февраля - 1

Feb 09, 2024 00:00

О гражданской авиации

Сегодня - День гражданской авиации России - а дата связана с постановлением Совета Труда и Обороны «Об организации Совета по гражданской авиации» от 9 февраля 1923 года. …Звучит скучновато - но, увы, ничего подходящего в более отдалённые времена (скажем, Петра нашего Великого), по понятным причинам, найти невозможно…



…Хотя, исторически первым по-настоящему гражданским самолётом следует признать творение Игоря Сикорского - «Илью Муромца». Гигант с тридцатиметровым размахом крыльев поднимали несерьёзные по нынешним временам четыре двигателя по сто «лошадок» каждый… Однако, задуман он был именно как пассажирский лайнер класса «люкс» - с освещением, отоплением, спальней - и даже ванной с туалетом!.. (Из излишеств имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»!) Среди множества рекордов будущего бомбардировщика - полёт с шестнадцатью пассажирами и одной собакой суммарным весом почти в тонну триста.

(Заметим - пилотировал машину в тот день сам конструктор… впрочем - как обычно… и это станет серьёзной проблемой, когда, с началом войны «Муромца» переоснастят в боевых целях!.. Вскоре выяснится, что во всей стране управлять этой махиной умеет один Сикорский - а прочие «асы» предпочитают с опаской посматривать на неё издали… Проблему решат - но, увы, чудо-самолёт это не спасло: делавший его Русско-Балтийский вагонный завод будет сначала эвакуирован, потом национализирован - и, наконец, окончательно развален… Вдобавок, эмигрирует сам Сикорский… В отсутствии запчастей «Муромцы» ветшали и потихоньку выходили из строя - тем не менее, в 1921-м шесть последних ветеранов полетают на линии Москва - Харьков, и даже перевезут за полгода шесть десятков пассажиров и пару тонн грузов…)

…В том же 1921-м появится совместное предприятие «Дерулюфт» (то есть - «Deutsch-Russische Luftverkehrs») - и на следующий год начнутся полёты на «Фоккерах» из Москвы в пока ещё германский Кёнигсберг. (Позже маршрут продлят до Берлина; как говорят, одному из рейсов выпадет честь везти самого Есенина с Айседорой Дункан). Заметим: тогда же выйдет декрет «О воздушных передвижениях» (впоследствии ставший основой для Воздушного кодекса СССР) - к слову, Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота появится и вовсе в 1917-м!..



…Именно при Главвоздухфлоте и будет учреждён Совет, с которого мы начали - буквально через месяц возникнет первое авиатранспортное предприятие - АО «Добролёт» (и начнутся относительно регулярные полёты по первому внутреннему маршруту: «Москва - Нижний Новгород»); а также - Общество друзей воздушного флота. Два года спустя эта общественная организация (в совет которой входили Дзержинский, Фрунзе, Красин, Луначарский - и немало других заметных людей) - будет преобразована в Авиахим, но за это время ОДВФ успеет вырасти до двух миллионов человек, собрать четыре с половиной миллиона золотых рублей - и построить на них (не считая аэродромов и посадочных площадок) около ста двадцати самолётов! …Прыть Советской власти впечатляет - империя с тринадцатый по семнадцатый годы осилила всего восемь десятков упомянутых «Муромцев»… Немудрено, что к 1933-му почти 90% отечественного воздушного флота составят самолёты отечественного же производства…



P.S. …а годом раньше был организован общеизвестный «Аэрофлот»… остаётся добавить, что до 1988 года монополист праздновал свой День во второе воскресенье февраля - а ныне День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 9 февраля 1914 года родился Эрнест Дейл Табб - пионер и легенда кантри, по прозвищу «Техасский трубадур». Музыкант умер в 1984-м.

image Click to view



image Click to view


авиация, воздушный флот, Илья Муромец, Дерулюфт, День гражданской авиации России, СССР, Аэрофлот, самолёты, история, 9 февраля, Главвоздухфлот, Сикорский, Добролёт

Previous post Next post
Up