О дальней авиации - а также Игоре Сикорском и его «Илье Муромце»
Меньше недели назад мы вспоминали ракетчиков - и вот подоспела очередь другого компонента ядерной триады - сегодня в России отмечают День Дальней авиации. Именно 23 (или - 10 по ст. ст.) декабря военного 1914 года Николай II утвердил решение о формировании эскадры самолётов «Илья Муромец». К императору и этой эскадре мы ещё вернёмся…
…Пока же сообщим, что упомянутый «Илья Муромец» - самый большой на тот момент самолёт в мире - по совпадению, впервые поднимется в небо ровно годом раньше - 23 декабря 1913-го. (Строго говоря - он не был первым большим самолётом Сикорского… полугодом раньше взлетел его «Русский витязь» - однако единственный экземпляр угробят совершенно фантастическим образом: на мирно стоявшую на лётном поле чудо-машину сверху рухнет двигатель другого самолёта!..) Сикорский, впрочем, в считанные месяцы выдаст новую - и существенно улучшенную - конструкцию.
…Буквально два слова о самом Сикорском - тем паче, что в советские времена эту фамилию упоминали неохотно… в конце концов, он же - американский «Мистер вертолёт»!.. В 1918-м, когда строительство «Муромцев» будет заброшено, разочарованный конструктор переберётся через финскую границу. (Ему повезло - а вот генерала Шидловского, первого командира той самой первой эскадры по пути не то застрелят - не то даже зарежут).
…Впрочем, поначалу казалось, что не так уж повезло - Сикорский предложит свои услуги французам; те чуть не выдут аванс на партию бомбардировщиков - но тут же передумают… война-то закончилась!.. Конструктор переедет в Америку; будет перебиваться уроками математики; организует, впрочем, фирмочку в каком-то сарае - но продолжит бедствовать, пока не явился добрый волшебник в лице композитора Рахманинова; с его пяти тысяч ещё тех баксов и начнётся многолетний полёт Сикорского - вплоть до включения в национальный зал славы изобретателей США… Эх, сплоховали большевики, чего там… Ну - хоть выпустили.
…Вернёмся к «Муромцу». Это был деревянный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев… По нашим временам мощь его двигателей (четыре по сто лошадок в каждом) может показаться несерьёзной (как и тут же поставленный мировой рекорд грузоподъёмности - тонна с небольшим; да и рекорды дальности - вроде перелёта Петербург - Киев) - однако дело было сто лет назад!.. Как говорят, Его величество лично прибудет полюбоваться на чудо техники, после чего пожалует конструктору орден Св. Владимира и сто тысяч рублей на продолжение работ… (Важно заметить, что изначально «Муромец» затевался как самолёт пассажирский - причём, «премиум-класса» (или, бери выше, «люкс»?)… во всяком случае, в нём было освещение, отопление, спальня - и ванная с туалетом! Более того - имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»).
…Однако, началась война… обстановку салона придётся сменить на аналогичное по весу количество бомб - плюс пулемёты. Военное ведомство закажет сначала десять - потом целых тридцать два самолёта… И тут выяснится поразительная вещь - толком летать на «Муромце» может один человек на всю страну… сам Сикорский!.. Прочие же пилоты рапортовали о куче недостатков - да и попросту боялись этой махины… Какие уж тут бомбардировки!..
…Дело чуть не затормозилось - однако вмешается упомянутый Михаил Шидловский. (Пока не генерал, а руководитель авиационного направления «Руссо-Балта», где «Муромец» и делали… завод, к слову, - вагоностроительный). Этому энергичному человеку удалось убедить начальство - самолёт, может, и нуждается в доводке - но и пилотам требуется специальная подготовка!.. А раз так - «Муромцы» следует выделить в отдельное подразделение. Император идею одобрит - иначе праздновать бы нам в какой-нибудь другой день…
…Так появится тяжёлая авиация - то есть эскадра, с которой мы начали. Всего за военные годы «Муромцев» построят около восьмидесяти; потеряно из них будет два с половиной десятка - причём боевые потери составили всего четыре машины. (В воздушном бою собьют и вовсе один - причём его разом атаковали два десятка немцев). «Муромцы», в свою очередь расправятся с двенадцатью истребителями… впрочем, главной их задачей было бомбить - и количество сброшенных бомб оценивают в шестьдесят пять тонн (включая рекордную 400-килограммовую).
…Остальные потери произойдут, что называется, «по техническим и погодным условиям» - не считая машин, сожжённых при отступлении. Что было дальше?.. По понятным причинам, производство прикрылось - существует Декрет Совнаркома от 22 марта 1918 года по формированию Северной группы из трёх «Муромцев» - но вылеты во время Гражданской можно пересчитать буквально по пальцам, и особых подвигов за нашими «Летающими крепостями» не числится. Впоследствии несколько самолётов вернутся к своему первоначальному, гражданскому предназначению - однако, вследствие отсутствия ремонтной базы, продолжалось это недолго… Последний «Муромец» приписанный к Серпуховской лётной школе, поднялся в воздух в 1923-м…
P.S. …А 22 декабря 1930 года взлетит первый ТБ-3 (он же - АНТ-6) - Туполевские машины (конечно, последующих поколений) и сейчас составляют костяк нашей Дальней авиации… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 23 декабря 1947 года родился замечательный британский певец Грэм Боннет - среди команд, в которых он отметился - Rainbow, Alcatrazz и Michael Schenker Group.
Click to view
Click to view
Click to view