О сложных взаимоотношениях русских князей с Ордой - и между собой
…Обратимся к суровым временам «…зависимости русских земель от ордынских ханов» - или как это теперь называется?..
…Итак, согласно источникам, 21 ноября 1325 года Великий князь Владимирский Дмитрий Михайлович, по прозвищу Грозные Очи, убил Московского и Новгородского князя Юрия Даниловича. Причём не в бою - а, не мудрствуя лукаво, зарубил при встрече. Интересно, что сама встреча произошла в той самой Орде… и вся эта история весьма характерна для нравов эпохи. (Впрочем, если вдуматься, не так уж они изменились…)
…Чтобы окончательно запутать читателя, сообщим: на самом деле Дмитрий князем был тверским - а Великое Владимирское княжение, по традиции, считалось в то время, своего рода, титулом, означавшим старшинство над прочими князьями. По вышеуказанным причинам давали его именно в Орде - а основная функция Великого князя заключалась в сборе дани для хана.
…Что касается взаимоотношений Твери и Москвы, то города это были тогда примерно одинакового значения - соответственно, их князья постоянно по-соседски воевали между собой. (И, кстати, вовлекали в эти распри ордынцев). За семь лет до рокового события упомянутый Юрий Московский (между прочим, внук Александра Невского) съездит в Сарай - и настолько там преуспеет, что сумеет сосватать за себя сестру Узбек-хана, Кончаку. Расхрабрившись от такого знатного родства, на следующий год он двинется походом на Тверь - и неожиданно будет бит; причём его жена (успевшая стать Агафьей) попадёт к неприятелю в полон, и как-то подозрительно быстро там помрёт…
…В связи с этим у тверского Михаила (а Великим князем Владимирским на тот момент был он) отнимут ярлык - а самого казнят… Великое княжение перейдёт к Московскому Юрию…
…Спустя пару лет, сын покойного (упомянутый Дмитрий) старшинство конкурента признает - и вышлет ему положенную дань. (Которую, в свете последних веяний исторической мысли, наверно, правильней назвать попросту налогом или даже какими-нибудь фискальными отчислениями). Однако Юрий отнюдь не поспешит снарядить инкассаторов в Орду - он передаёт ханские деньги своему брату, в Новгород - «для умножения»!..
…Прокол, конечно, заключался не в самой операции (похоже, Великие князья у ханов подворовывали нередко) - а в том, что, каким-то образом, обо всём прознает Дмитрий... Он тут же мчится в Орду с поклёпом - и уже сам получает от доверчивого хана заветный ярлык… Юрия, в свою очередь, вызывают на ковёр. (Собственно говоря - в прямом смысле слова...)
(…Надо сказать, Дмитрий перестарался - он расставит по всему пути недруга кордоны… естественно, московский князь ехать остережётся!.. Вместо этого он отбывает в дружественный Новгород; его принимают на княжение - и без малого три года Юрий совмещает должности - среди прочих дел, заложив знаменитую крепость Орешек, и заключив Ореховский мир между новгородцами и шведами… договор будет действовать, без малого, три столетия).
…Нам неизвестно, что за дипломатические усилия предпринимал всё это время проворовавшийся князь - но в 1325 году Юрий, как ни в чём ни бывало, прибывает в Сарай… возвращать себе Великое княжение!.. (Есть сведения, что, более того - за ним посылали; не будем забывать - хан приходился князю тестем).
…Тут и произойдёт роковая встреча с Дмитрием - надо думать, неслучайная. Но дискуссии насчёт ярлыка не выйдет… То ли тверич вспомнит убиенного в Орде отца (была как раз годовщина) - то ли просто не сдержится, увидев перед собой давнего врага - но факт остаётся фактом: Юрий будет зарублен на месте. (Кстати, своё прозвище Грозные очи двадцатишестилетний князь получит именно за эту вспышку «неконтролируемого гнева»). После почти года размышлений, Узбек-хан всё-таки прикажет Дмитрия казнить - за убийство родственника и самоуправство...
P.S. …Таким образом, борьба наших героев за Великокняжеский стол закончится полным взаимным истреблением сторон… Озадаченный Узбек отдаст ярлык брату Дмитрия, Александру - а тот, спустя некоторое время, поднимет в Твери нашумевшее восстание против ордынцев… кстати, подавлять его прибудет знаменитый московский князь Иван Калита... Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 21 ноября 1981 года австралийская певица Оливия Ньютон Джон заняла верхнюю позицию Billboard Hot 100 с песней «Physical» - как выяснится, на 10 недель. С общемировым тиражом свыше 2,5 миллионов копий запись станет платиновой в США и Австралии; дважды платиновой - в Канаде.
Click to view
Click to view