О Медном всаднике - и, в очередной раз, Пушкине
18 августа 1782 года состоялось торжественное открытие главного Питерского памятника Петру Первому - который известен нам как «Медный всадник». (Хотя статуя Фальконе, разумеется, бронзовая). Почему так?.. Опять не обошлось без А. С. нашего Пушкина, озаглавившего так свою гениальную поэму!..
…Мероприятие было великолепно!.. Толпы разряженного народа, весь столичный «свет», гвардейские полки - и вот, по мановению самой императрицы, полотняная ограда падает, явив «изумленным очам зрителей Петра на коне»!.. Далее - всё как положено: салют, парад… между прочим, по торжественному случаю выйдет небывалая амнистия: помилуют всех приговорённых к смерти или телесному наказанию; освободят отмотавших более десяти лет за долги; прекратят уголовные дела, затянувшиеся на те же десять лет…
…А вот сам Этьен Морис Фальконе на празднестве не присутствовал, поскольку незадолго до этого был отставлен вследствие то ли постоянных проволочек в работе - то ли каких-то не вполне ясных интриг… госзаказ и в те времена был делом скользким!.. (Между прочим, матушке-Екатерине француза рекомендовал не кто-нибудь, а сам Дидро). Так или иначе - Фальконе отбудет из негостеприимной России - и больше не создаст ни одной скульптуры...
…Специалисты разложили по полочкам сложную символику общеизвестной достопримечательности, потому нам нет нужды лишний раз задаваться вопросом о странноватой одежонке первого русского императора. Зато скептики с полным основанием могут утверждать, что попираемая царём змея - не столько символ, сколько конструктивный нюанс: ну невозможно было без неё придать изваянию устойчивость!..
…Существует легенда, что в грозном 1812-м памятник, в числе других важных объектов культуры, соберутся эвакуировать - как мы помним, Наполеон отнюдь не забыл о Питере, и продвигался к нему (хотя, и не слишком активно). Под мероприятие выделят бюджетные деньги - но тут одному из ответственных стал являться сон, в котором Пётр регулярно съезжает с постамента, и (с подобающим его восьмитонному весу грохотом) отправляется, через полгорода, к своему отдалённому преемнику - Александру I.
«Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию,- вещал бронзовый царь, покачивая бронзовой же головой. - Но не бойся - покуда я на месте, моему городу опасаться нечего!» После чего возвращался на это самое место…
Слухи о навязчиво повторяемом сне будут доложены Александру - и он даст отбой. (Возможно, у императора имелись другие основания - например, победы Витгенштейна, о которых мы вспоминали буквально вчера). Сам Александр I тоже, вопреки обещаниям, ни на какую Камчатку не сбежит - и будет стойко ждать исхода в столице… А потом - погонится за Наполеоном
Так или иначе - памятник останется на месте; судьба выделенных на его эвакуацию денег - неизвестна…
…К слову, есть мнение, что именно эта история о скачущем по ночному Питеру пятиметровом Петре вдохновит А. С. Пушкина на бессмертное произведение, с которого мы начали…
P.S. …Как известно, Александр Сергеевич Александра Павловича, мягко говоря, недолюбливал - и, по собственному выражению, царю «подсвистывал»:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
…Хотя позже А. С. добавляет:
….скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь - главой царей.
…С другой стороны - не факт, что Пушкин вообще имеет к этим строкам отношение…«Десятая глава Евгения Онегина» загадочна и спорна - даже в расшифровке самого Набокова… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 18 августа 1969 года родился Эрик Фрэнсис Шроди, более известный как Эверласт - американский рэп-исполнитель, удостоенный в 2000-м на пару с Карлосом Сантаной «Грэмми» за «Лучшее вокальное рок-исполнение дуэта или группы».
Click to view
Click to view
И ещё. 18 августа 1977 года родилась Режин Шассан - канадская певица, соосновательница (вместе с мужем, Уином Батлером) интересной инди-группы Arcade Fire. Альбомы этой экспериментальной команды всегда благосклонно встречаются критиками и занимают высокие места в чартах. Пластинка «The Suburbs» удостоилась в 2011 году «Грэмми».
Click to view
Click to view