О российском военно-морском флоте
Сегодня отмечается День Военно-Морского Флота России. (В 1939-м большевики из каких-то своих соображений назначат его на 24 июля - а потом, в 1980-м, перенесут на последнее воскресенье этого месяца… что удивительно - в новые времена дату трогать не стали!..) Правда, тогда речь шла о ВМФ СССР - а ещё раньше это был Российский Императорский флот; а до того - Регулярный Военно-Морской Флот России; а прежде… Впрочем - по порядку.
…Поскольку страна у нас, как ни крути, в основном, сухопутная (а в древние времена была, прямо-таки, совсем сухопутная) - то и флот у неё молодой… в то время как греки и персы задолго до н. э. вовсю сшибались на каких-нибудь триремах - наши предки ни о чём таком и не помышляли…
Тем не менее, уже в IX веке Вещий Олег на чём-то прибывает в Константинополь - чтобы приколотить там свой щит. (Согласно популярной байке, хитрые греки перегородят залив цепью… тогда не менее хитрые славяне выволокут свои ладьи на сушу, поставят на колёса, распустят паруса - и с ветерком подъедут к воротам! Видимо, со щитом, молотком и гвоздями наготове). Ну, ладно…
…Всё же, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается - то были суда, так сказать, двойного назначения; никаких боевых машин на них не стояло - а вот перевозить ратных людей, и, соответственно, брать кого-нибудь на абордаж они могли… Примерно то же самое можно сказать о «чайках» на которых ходили к туркам за зипунами лихие запорожцы (правда, пока не подозревая, что вскоре окажутся в составе Московского царства).
…Принято считать, что наш ВМФ начался с фрегата «Орёл», спущенного на воду при Алексее Михайловиче в 1668-м - но это не совсем так… Ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса - который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)
…Одним словом - шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль - а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды; прихватит абордажные кирки - и рванёт каперствовать!.. (При этом имея царскую грамоту: «…силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать».
….Однако, считать Роде нашим первым военно-морским капитаном мы не можем - в основном, из-за его безобразного поведения… В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные - и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность - вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой - Роде получал жалованье от казны!) …так вот - он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…
Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…», - однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…
...Идём дальше. В 1634 году уже к Михаилу Фёдоровичу прибудет голштинское посольство - немцы просили разрешение ходить водным путём в Персию. Царь охотно согласится!.. Но - так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был первый Романов!..
…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль - и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради - галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и названа была в честь тамошнего герцога - «Фредерик»).
В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так - на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента - и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)
…Что дальше?.. Дальше была очередная война со шведами - и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) - а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименовали в Царевич-Дмитриев; сейчас это - латышский Кокнесе). Планов было, что называется, «громадьё» - строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами придётся мириться (собственно - чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё, завоёванное непосильным трудом, - и сожжём заложенные корабли!..
…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову - и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство - на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане - но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668-го, на воду сойдёт тот самый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..
P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удалось - в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и - то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…
P.P.S. …Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор - и уж точно под это судно был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 30 июля 1936 года родился Джордж «Бадди» Гай - американский блюзовый гитарист и вокалист, пятикратный обладатель «Грэмми», член Зала славы рок-н-ролла.
Click to view
Click to view