О гимназии пастора Глюка, Марте Скавронской, Екатерине II - и российском образовании
2 мая 1703 года в Москве была основана первая российская гимназия… у истоков нашего среднего образования стоял немец - причём, вдобавок, лютеранский пастор по имени Эрнст Глюк!..
…Немец, правда, был пленный - привезённый из Мариенбуга (ныне латвийский город Алуксне), где в прислугах у него состояла сама Марта Скавронская, наша будущая Императрица Екатерина I. (Так что, роль пастора в Российской истории образованием отнюдь не исчерпывается). То ли в связи с таким важным знакомством, то ли в силу личных качеств - но Глюк будет отпущен к своим, в Московскую Немецкую слободу, где и займётся просвещением. Через год он получит под учебное заведение богатый дом на Маросейке, а затем Пётр благословит гимназию специальным указом…
…Ещё пару десятилетий спустя - а именно 2 мая (или 21 апреля по ст. ст.) 1729 года родится София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, более известная, как Императрица Екатерина II… (Что за день… - возможно, скажете Вы, - сплошные немцы!.. Ну, из песни слов не выкинешь…)
…Матушку-Екатерину мы упоминаем часто - уж слишком значительным было её почти 35-летнее правление - потому сегодня ограничимся некоторыми моментами, связанными, как раз, с образованием и просвещением.
(Принято считать, что императрица до конца дней говорила по-русски с сильнейшим акцентом и была совершенно безграмотна - например, распространён анекдот, что слово «ещё» она писала «исчо»… что тут скажешь?.. Прежде чем делать высокомерные заключения, вспомним - нормы русского языка (включая орфографию) в те времена не только существенно отличались от известных нам - но и только складывались!..)
…В конце концов, наша первая грамматика явилась в свет буквально за несколько лет до прибытия немецкой принцессы - кстати, именно её автор, Василий Ададуров, и будет приставлен к Софии Августе для обучения совершенно незнакомому ей языку. (Заметим также - именно в царствование Екатерины мы обзаведёмся присутствующей в вышеупомянутом слове буквой «ё»; она же организует Императорскую российскую академию, специализацией которой станет именно систематизация и пропаганда русского языка). Наконец - есть свидетельства, что императрица говорила «чисто»… так кому нам верить?..
…Фактом остаётся, что Екатерина во многом была самоучкой. Сначала - «домашнее образование» (родной город императрицы - Штеттин сейчас находится на территории Польши); потом - несколько учителей в России. (По словам самой Екатерины, Елизавета Петровна считала, что София Августа «и так умна»; потому ею особо не занимались). Так цесаревна начнёт запоем читать - прямо скажем, не самое обычное в те времена занятие для дамы её положения!..
…Допустим, семейная жизнь не заладится с первого дня - но разве мало развлечений мог предоставить двор «весёлой царицы Елисавет»?.. (Некоторые источники рисуют жизнь Екатерины как сплошную оргию - думается, этот аспект сильно преувеличен. Сама же она в собственноручной эпитафии напишет об этих временах в третьем лице: «Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг»).
…Кстати, писа́ла на протяжении всей жизни императрица невероятно много - законов, статей, художественной литературы (одних пьес сохранилось два с лишним десятка). С некоторым кокетством она говорила: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытать желания немедленно окунуть его в чернила». (Заметим - бо́льшая часть этого многотомного наследия написана по-русски!)
(Конечно, мнения специалистов и тут расходятся - кто-то считает, что Екатерина творила самостоятельно (секретари только правили пресловутые ошибки). Есть мнение, что на императрицу работал целый штат лучших авторов того времени. Наконец, иные сходу кладут дискуссии конец - мол, всё это - банальная графомания, литературные способности Екатерины были равны нулю…)
…Трудно судить! Прямо скажем - неспециалисту почти любая литература допушкинской эпохи покажется старомодно громоздкой… Потому приведём несколько высказываний той, что называла себя «философом на троне»:
Первое правило - делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого.
Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
Лекарство от глупости ещё не найдено. Рассудок и здравый смысл не то, что оспа: привить нельзя.
Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.
Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.
Народ, который поёт и пляшет, зла не думает.
Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение.
…Вдогонку к последнему высказыванию, припомним другой тезис императрицы: «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы…» И действительно - именно при ней появится сеть «больших» и «малых» народных училищ… да что там - откроется Смольный институт благородных девиц!
P.S. …Отдельная часть творческого наследия Екатерины - обширная переписка с известнейшими мыслителями Европы (например, с Вольтером) - читая эти объёмные послания иной раз испытываешь чувство неловкости: Российская империя предстаёт страной, в которой «реки текут мёдом и молоком»… Многие упрекали императрицу за явную ложь, А. С. наш Пушкин впоследствии обзовёт её «Тартюфом в юбке и короне» …а вот упомянутый Вольтер (непререкаемый авторитет того времени) именовал Екатерину «Северной Семирамидой»… Получается - матушка-императрица не лгала, а старалась создать себе (а значит, и державе!) правильный международный пиар… ничто не меняется в мире... Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 2 мая 1985 года родилась Лили Роуз Беатрис Купер - успешная британская певица, более известная как Лили Аллен.
Click to view
Click to view