О Дарданелльской операции - и сопутствующих событиях
19 февраля 1915 года англо-французские боевые корабли, войдя в пролив Дарданеллы, начнут обстрел турецких фортов - и эту дату принято считать началом одной из самых известных (и обескураживающих для Антанты по результатам) операций Первой мировой. …Бои продлятся почти одиннадцать месяцев! …Впрочем - масштаб событий слишком велик, потому сосредоточимся на, так сказать, «предпосылках»…
…Тем не менее - начнём с последствий. Примерно месяц уйдёт у союзников на то, чтобы осознать - «дистанционной войны» не получится; береговая артиллерия османов наносит бо́льший урон, чем терпит сама… В конце апреля начнётся высадка англо-французского десанта на полуостров Галлиполи - и только в январе будущего года, ничего не добившись, войска Антанты уберутся восвояси… За это время Великобритания потеряет убитыми, ранеными и пропавшими без вести около ста двадцати тысяч человек; Франция - двадцать шесть с половиной тысяч. Известный АНЗАК (Австралийский и Новозеландский армейский корпус) потеряет одиннадцать с половиной тысяч убитыми - и будет расформирован. Потери Османской империи составят более ста восьмидесяти пяти тысяч - но для турок это будет цена победы…
…В современной отечественной историографии с некоторых пор существует мнение - мол, пускаясь в это рискованное предприятие, союзники всего лишь хотели помочь России… (А она, в свою очередь, об этом чуть ли не умоляла!..) На самом деле, взглянув на общую канву событий, никаких причин для такой паники мы не увидим - действительно, кампания 1914 года оказалась для императорской армии тяжёлой (чего стоит гибель армии Самсонова) …но фронт удалось стабилизировать - а на австрийском направлении даже одержать победы. Проблемы у русских начнутся как раз в 1915-м - одновременно с развитием Дарданелльской операции; именно следующий год памятен «Великим отступлением» и «снарядным голодом»… (Да и вообще - не вдруг вспомнишь случай, когда во время этой (и последующей) мировых войн союзники вдруг кардинально меняли свои военные планы, чтобы облегчить жизнь России…) Однако!.. Некоторые основания для версии в данном случае имеются.
…В конце декабря Вел. кн. Николай Николаевич действительно обратится к английскому представителю при русской Ставке, сэру Хэнбери-Уильямсу, насчёт возможности оказать «…воздействие на Турцию в наиболее уязвимых и чувствительных её местах». (У главнокомандующего имелись на то причины - исход Сарыкамышской операции против турок в тот момент ещё был неочевиден, хотя до победы оставались считанные дни). Уильямс отрапортует в Лондон - и там за эту вполне обтекаемую фразу с энтузиазмом ухватится Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль!..
…Надо сказать, потомок Мальборо высказывал идею операции в Дарданеллах ещё в ноябре - и причин тому было несколько. (Самая очевидная - воспрепятствовать турецкому наступлению на Египет, который англичане приберегали для себя). Однако, существовали и обстоятельства более общего характера - первые полгода войны превратили её в «окопную»… таким образом, возникнет впечатление, что продолжать можно меньшими силами - а высвободившиеся перенаправить. Логичной целью представлялся «больной человек Европы» - в конце концов, Турция всего несколькими годами ранее проиграла всё, что могла, в Балканских войнах - а теперь, похоже, начинает терпеть поражение от России…
…которая, устами императора Николая II, уже успела заявить: «…безрассудное вмешательство Турции в военные действия только ускорит роковой для неё ход событий и откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря». …Примечательно, что союзники на столь категоричное заявление дружно закивают!.. (Двойник русского царя, Георг V, и вовсе выскажется в том духе, что «Россия имеет права на проливы»... А что было делать? Восточный фронт, сковывавший значительные силы немцев и австрийцев, союзникам был необходим, как воздух!..)
…Но обещано ничего не было. (И нечасто цитируемый ныне В. И. Ленин прозорливо напишет в те дни: «Между Россией и Англией, несомненно, есть тайный договор, между прочим, о Константинополе. Известно, что Россия надеется получить его и что Англия не хочет дать его, а если даст, то либо постарается затем отнять, либо обставит «уступку» условиями, направленными против России»).
…Так и выйдет... Забаненная, было, военными идея Черчилля тут же извлекается на свет божий: «Адмиралтейство должно подготовиться к морской экспедиции в феврале для бомбардировки и занятия Галлипольского полуострова, с Константинополем, как её объектом». Направляя это решение Военного Совета в русскую Ставку, сэр Уинстон замечает, что: «…российское правительство окажет мощное содействие в предполагаемой атаке, предприняв в подходящий момент морскую операцию у устья Босфора, имея наготове войска, чтобы использовать всякий достигнутый успех». (Примечательно, что ранее русским рекомендовали ни в коем случае не ослаблять хватки на западном направлении «…даже рискуя в данный момент остаться в более или менее оборонительном положении по отношению к Турции»).
…Петербург и Ставка застыли в недоумении: «Никто никого ни о чём подобном не просил… и что же нам теперь - проливы отбивать у англичан?..» (Несколькими месяцами ранее министр иностранных дел Сазонов успел запросить «…к каким военным операциям решено прибегнуть для фактического проникновения к проливам и захвата их вместе с прилегающей областью»… однако, Николай Николаевич порекомендует дипломату не лезть в дела военных…)
…И Сазонову придётся действовать на своём фронте, распространяя слухи об уходе в отставку… а ведь преемник может повернуть по-другому - и оказаться сторонником сепаратного мира с Германией!.. Не на шутку перепуганные союзники соглашаются подтвердить права России на проливы и Царьград - правда: «…при условии, что война будет доведена до победного конца и если Великобритания и Франции осуществят свои планы на Востоке, равно как и в других местах». Ну, хоть так…
P.S. …В Дарданелльской операции примет участие и наш боевой корабль - крейсер «Аскольд»… Для предполагаемого вступления, вместе с союзниками, в Константинополь приготовят, было, шеститысячный отряд - но он так и не выступит из Владивостока в связи с протестами британского военного министра Китченера… правда, и само мероприятие, по известным причинам, не состоится… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 19 февраля 1957 года родился Йоханн Хёльцель, более известный миру, как Falco - австриец остаётся единственным исполнителем, занявшим верхнюю строчку американского хит-парада с песней на немецком языке. Музыкант погиб в автокатастрофе в 1998-м.
Click to view
Click to view