О горючем - и спонтанной доброте
Сегодня отмечается День Службы горючего Вооруженных Сил России - согласно источникам, приказ об организации этого ведомства датируется семнадцатым февраля 1936-го - но фактически Управление по топливу РККА появилось тремя годами раньше… Так или иначе - вовремя; если в столкновениях на озере Хасан 1938-го Красная армия обошлась восьмью тысячами тонн топлива - то год спустя, во время боёв на Халхин-Голе, потребуется почти в одиннадцать раз больше.
(Именно здесь мало кому пока что известный Жуков бросит на японцев танковую бригаду - с марша и без прикрытия пехоты!.. Ценой полутора десятков машин противник будет остановлен - а комкор угодит под расследование «за самовольство и неоправданный риск»… (Это уж потом выяснится, что Халхин-Гол, фактически, станет первой значительной ступенькой в карьере будущего Маршала Победы).
…Эту, действительно бесшабашную, атаку Жукову с неодобрением поминают до сих пор - но, в сущности, ровно так же будет действовать признанный танковый авторитет, Гудериан - буквально через месяц после этих событий «Хайнц-Ураган» именно в такой манере обрушится на Польшу, а менее чем через год - на Францию. Его тоже будут притормаживать начальники - но только приказ Гитлера остановит «Быстроходного Хайнца» у самого Ла-Манша… очевидец событий писа́л: «Французский генеральный штаб парализован этой необычной подвижной войной... Немцы идут на любой риск, и всё им сходит с рук... они делают всё, что не сделали бы грамотные военные и всё же добиваются своего»…
…К чему мы это говорим? …К тому, что Вторая мировая станет воистину «войной моторов» - а моторы, как известно, ничего не сто́ят без топлива!.. И можно привести немало примеров, когда немцам его не хватило (или банально подвело качество) - а наши окажутся на высоте. Речь, конечно, не только о танках - на фронте задействовано куда больше машин… не говоря уж о самолётах, которые с пустыми баками вообще ни на что не годны. (К слову, именно авиационным горючим в те времена занимался советский учёный Константин Папок - будущий создатель науки о применении различных видов топлива (и её названия - химмотология) - а также основатель НИИ ГСМ).
…Продолжаем. Сегодня - День спонтанного проявления доброты!.. По крайней мере, именно так переводят Random Acts of Kindness Day специалисты… Чем им не нравится слово «случайный» - неясно, но суть мероприятия симпатична: «делайте добро - не ожидая ничего взамен». (В конце концов, иначе это превращается в некую коммерческую сделку в духе Дейла нашего Карнеги, верно?..) Более того, разбрасываться направо-налево добрыми делами, оказывается, ещё и полезно - поскольку, радуя кого-то, сами-то мы радуемся на порядок больше…
…Что тут скажешь? С одной стороны - замечательно!.. С другой - нечасто, но встречаются такие персонажи, что невольно вспоминается банальность: «добро должно быть с кулаками». (И, наконец, давайте разберёмся: кого же мы хотим обрадовать - неужели, в конечном счёте, себя?..)
P.S. М-да… каждый вправе толковать мероприятие соответственно своим представлениям… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 17 февраля 1966 года родился Томас «Эйс» Бёрье Форсберг - более известный под псевдонимом Quorthon - основатель культовой шведской викинг-метал группы Bathory. Музыкант скончался в 2004 году.
Click to view