В этот день… 23 октября - 1

Oct 23, 2022 00:00

О рекламе - и тёщах

Сегодня в России отмечается День работника рекламы! (К слову, почему так некреативно - «работников»?.. Ну, ладно…)



Праздник был учреждён в далёком 1994 году, когда почтеннейшая публика (а главное - работодатели рекламщиков) ещё впадали в транс от мудрёных слов вроде «маркетинг», «пиар» или «копирайтер». Сейчас их выучили абсолютно все (и соответственно, научились, как им кажется, разбираться в этом деле) - хотя иным заказчикам так и хочется напомнить высказывание «отца рекламы» Дэвида Огилви: «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?..»

…Общеизвестно, что само словечко произошло от латинского reclamare (означающего, кстати, не только «утверждать» - но и «протестовать», откуда не менее распространённая «рекламация»)… одним словом - принято считать, что название этой индустрии (или даже - социальному институту) дали своими воплями античные зазывалы. (Хотя имеются свидетельства, что задолго до них египтяне вполне цивилизованно размещали рекламные объявления на папирусах. Сейчас мы бы назвали это листовкой, флайером - или, возможно, «наружной рекламой»…)



…сохранившейся и во времена мрачного Средневековья (а чем ещё считать, скажем, вывески на тогдашних неопрятных харчевнях?) Тем не менее, истинный отсчёт рекламному делу европейцы, с присущей им скромностью, постановят вести с середины XV века (то есть - с изобретения Гуттенберга). Таким образом, первой листовкой, игнорируя безответных древних египтян,  принято считать печатное объявление «В продаже имеются молитвенники!», якобы, вывешенное на некой  английской церкви в 1472 году.

…В свою очередь, французы претендуют на приоритет в области газетной рекламы - с полным основанием, поскольку «La Gazette», которую в 1631 году начал издавать врач Теофраст Ренодо, считается «первой настоящей газетой Европы». (Надо сказать, листку покровительствовал лично небезызвестный кардинал Ришелье - одновременно выступавший колумнистом на пару с Людовиком XIII - так что, «La Gazette» станет  проправительственной и, что называется, «планово убыточной» - невзирая ни на рекламу, ни на огромный тираж в тысячу двести экземпляров. (Детище нашего Петра - «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах» - явится в свет только спустя семьдесят с лишним лет, и начнёт с сотни штук; о предшествовавших рукописных «Курантах» и вовсе говорить не будем)… Одним словом - со сменой власти Ренодо прогорит - и помрёт в бедности).



…Тем не менее, дальнейшее развитие этого бизнеса пойдёт по нарастающей - что, в общем-то, тоже хорошо известно. Отметим только, что, невзирая на торговую госмонополию, реклама будет существовать и в СССР - причём, отметится в ней, например, такой титан, как Маяковский:

Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графлёную и без граф,
продаёт Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.



Или покороче:

Всё, что требует
желудок,
тело
или ум, -
всё
человеку
предоставляет ГУМ.

Нечего
на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!



(Если кто-нибудь из современных креативщиков сейчас презрительно сморщит нос - сообщим: за эти или другие стишки - но в 1925-м пролетарский автор, вместе с художником Александром Родченко,  удостоится серебряной медали на Парижской международной художественно-промышленной выставке).

…Появятся «при историческом материализме» и специальные объединения - назывались они, правда, предсказуемо скучно: «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» - наконец, Всесоюзное производственное объединение «Союзреклама». Бытовали и соответствующие издания: «Московская реклама», «Реклама» - и даже  «Коммерческий вестник». А слоган «Летайте самолётами Аэрофлота!» ещё долгое время будет вызывать умиление у отродясь не ведавшей других авиакомпаний публики… что примечательно - история повторяется буквально на глазах!.. Ну, ладно…

P.S. …«Публика - свинья, реклама - это громыхание палкой внутри помойного ведра», - мрачно изрёк в своё время Джордж Оруэлл. Финский сатирик Мартти Ларни выскажется помягче: «Реклама - это способ заставить вас нуждаться в том, о существовании чего вы раньше не подозревали». Но, без сомнения, героям дня куда больше придутся по душе слова вице-президента «Procter & Gamble» Джона Пеппера (как будто, подсказанные всё тем же Огилви): «Я знаю, что половина моих затрат на рекламу расходуется впустую. Только вот - какая именно?..» А действительно?..



P.P.S. Согласно источникам, в четвёртое воскресенье октября - то есть, аккурат сегодня - отмечается Международный день тёщи (Mother-In-Law Day) - а зародилась эта трогательная традиция в середине 1930-х по почину какого-то техасского газетчика… От анекдотов мы, пожалуй воздержимся - но заметим, что всезнающие лингвисты никак не определятся с этимологией этого привычного слова… По одной из версий, оно произошло от «утешать»… В самом деле?.. Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 23 октября 1940 года родилась Элеонора Луиза «Элли» Гринвич - популярнейшая американская певица и успешный автор (её песни исполнило невероятное количество уважаемых людей, среди которых, например, Тина Тернер, Джон Леннон, Элтон Джон, Мэрайя Кэри, Шер, Бон Джови, «U2» - и так далее…) Элли Гринвич умерла в 2009-м.

image Click to view



image Click to view



И ещё. 23 октября 1947 года родился Альфред Грегори «Грег» Ридли - басист и один из основателей заметной британской команды 1970-х  Humble Pie. Музыкант умер в 2003-м.

image Click to view



image Click to view


Владимир Маяковский, Пётр I, Дэвид Огилви, продажи, маркетинг, маркетологи, семья, торговля, День работников рекламы, реклама, общество, история, 23 октября, Теофраст Ренодо

Previous post Next post
Up