О родном языке - и его проблемах
ЮНЕСКО объявило 21 февраля Международным днём родного языка - и эта тема показалась Вашему покорному слуге настолько значительной, что пока предлагается отвлечься от исторических событий… в конце концов, разве их надлежащее изложение не менее важно?.. Как мы помним, Карамзин, в сущности, был историком-самоучкой - но зато блестящим беллетристом - и вот вам результат: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную», свидетельствует А. С. наш Пушкин, невзирая на известные трения этих великих людей…
…Впрочем, о сложных взаимоотношениях двух официальных прародителей русского языка поговорим в другой раз - а вот что происходит с их детищем?..
…а происходит - Прогресс! Именно он атаковал незыблемые, казалось бы, языковые нормы. Причём, как минимум, с двух сторон.
В прежние времена существовало понятие «автоматическая грамотность» - наверно, кто-нибудь ещё помнит?.. В любом случае, суть в том, что если человек регулярно читает - то он достаточно грамотно пишет. При этом не может объяснить, почему… рефлекс! Постоянно видя перед собой правильные сочетания букв и знаков, мы волей-неволей кое-что запоминаем… Вероятно, многие обращали внимание - представители старшего поколения делают не так уж много ошибок - при этом никаких филфаков они не заканчивали. Просто, так уж вышло. Да и школа в советские времена нажимала на письменные работы, так что зрительный навык успешно превращался в мануальный…
…К слову, о письменных работах… Изложений и сочинений действительно было много. В современной школе (невзирая на вдруг грянувшие перемены) их маловато - и это очень плохо, поскольку именно творческие работы развивали умение связно излагать свои мысли в письменном виде. (Ну, пусть необязательно свои…) Однако, отличие тех сочинений от современных «рефератов», которые творятся с помощью функций «скопировать» и «вставить» очевидна… (Вопросом остаётся - что делают учителя с этими ещё тёплыми от принтера листками, которые различаются, в основном, реквизитами «авторов»?.. Неужели на полном серьёзе «проверяют»? Сдача в макулатуру и растопка печей, вроде бы, неактуальны…)
…Но дело, разумеется, не только в творческих работах, и не в том, что мы пишем - а в том, что читаем!.. Читаем же мы СМС, электронные письма, чаты, тексты в интернете - и таким образом, вместо заботливо выверенных редактором и корректором текстов, воспринимаем и запоминаем то, что наваял любой из наших знакомых - часто при этом торопясь, и не попадая по клавишам. Таким образом, получается «автоматическая грамотность наоборот» - из нашего обихода не просто изымаются «правильные» образцы - их место занимают «неправильные»!.. А зрительную память не обманешь - она, знай себе, работает…
(Вы скажете - есть «Ворд»? Штука, конечно, небесполезная…)
Отчего возник в своё время воляпюк, названный почему-то «албанским языком»? От бессилия… писа́ть грамотно не могу - но писа́ть хочется! …А начну-ка я писа́ть прикольно! Почему он, в основном, сошёл на нет?.. Потому что выполнил свою функцию. Приколы кончились. Табу взломано, пишем, как можем - и вся недолга…
...Мы упомянули редакторов - да осталась ли ещё такая профессия?.. Почитайте интернет-версии вполне солидных газет. (Печатные, почему-то, в основном, держатся - хотя и не всегда). Посмотрите на «бегущие строки», которыми портят нам зрение большинство телеканалов - и даже там вы заметите множество ляпов или откровенных ошибок.
…Вот мы и дошли до телевизора - второго (но не по значению!) врага русского языка. Он выполняет свою часть работы. Если компьютеры и прочие девайсы разрушают наше представление о речи письменной, то ТВ «отвечает» за устную...
Некоторые ещё помнят, что тоталитарное телевидение было довольно скучным, а каналов имелось всего два… Но! Ежедневное прослушивание новостей, независимо от их содержания, вполне можно было приравнять к прохождению продвинутого курса орфоэпии. Таков был профессионализм дикторов - даже при чтении сводок об успехах оленеводов. Где те дикторы? А оленеводы?..
…Теперь неприлично иметь меньше ста каналов. (Многие заверяют, что неприлично иметь телевизор как таковой - но, на самом деле, исправно потребляют телевизионный контент в сети). Так вот - на каждом из этих каналов, время от времени, говорят. Причём зачастую вживую. Оставим в стороне «кашу во рту» - хотя у иных телезвёзд этих каш, как минимум, две. Поговорим о неряшливости речи, о нюансах произношения, о том же ударении, о речевых ошибках… хотя - что о них говорить?.. Они есть. И если новости федеральных каналов ещё как-то держатся, то во всех остальных программах мы слышим ровно то же, что и на улице. И это ещё - смотря, какая улица…
…А бесчисленные ток-шоу?.. А импровизированные интервью «с места происшествия» или «в кулуарах»? Вы скажете: прямой эфир - живая кровь телевидения? Да кто же против!.. Мы совсем о другом. О том, что, объективно, поток неправильной речи с экрана стал доминантой, а, значит, нам нечем корректировать собственную. Да и зачем - если все так говорят? Думские депутаты, бизнесмены, высокие чиновники - просто успешные люди, наконец? Получается, правильная речь для успеха необязательна?..
P.S. Получается так… другой вопрос - насколько это критично?.. В конце концов, язык - материя живая, текучая. Можно брюзжать, что он деградирует - а вдруг это развитие?.. В конце концов, популярности упомянутого Карамзина весьма способствовали простота и разговорность изложения… для тех времён, само собой!.. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 21 февраля 1933 года родилась Юнис Кэтлин Уэймон, известная миру как Нина Симон - за долгую карьеру эта прославленная американская певица записала 170 альбомов и синглов. Примечательно, что песни из её репертуара в дальнейшем часто становились хитами других исполнителей. Нина Симон скончалась в 2003-м.
Click to view
Click to view
Click to view