О «Тирпице» - и его бесславной гибели
12 ноября 1944 года британцам, наконец-то, удалось потопить «Тирпиц» - германский линкор, сопоставимый по размерам с «Титаником», и наводивший ужас на союзные флоты в северных морях на протяжении добрых пяти лет. При этом никаких значительных побед за этим динозавром не числится - хватало самого́ факта его существования… Впрочем - по порядку.
…Линкор был назван в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица (между прочим, дворянскую приставку он выслужит). В своё время именно этот флотоводец станет отцом так называемой, «теории риска» - и, следуя ей, в начале прошлого века Германия развернёт настоящую «гонку морских вооружений». Тирпиц задался целью создать ВМФ, способный нанести флоту Британии «неприемлемые потери». Сказано - сделано; встревоженная «владычица морей» будет вынуждена изрядно потратиться на усиление собственной морской мощи… впрочем, как мы знаем, судьба Первой мировой всё равно решится на суше…
…Что касается одноимённого судна, то этот 254-метровый монстр, вооружённый восемью 380-мм пушками - не считая множества других орудий и торпедных аппаратов - будет спущен на воду в 1939-м; по иронии - 1 апреля.
«Тирпиц» был вторым кораблём проекта - после «Бисмарка», в конце мая 1941-го благополучно затравленного целой сворой британских судов (хотя решающий удар будет нанесён торпедой с самолёта). С некоторым опозданием, в рейхе поймут, что времена линкоров закончились - наступила эра авианосцев и подлодок…
…Именно поэтому боевая судьба «Тирпица» окажется более чем скромной - предвосхищая события, сообщим: за время войны он не сделает ни единого выстрела по вражескому кораблю!..
…Но даже само наличие грозного судна оттягивало как существенные силы, так и внимание британцев (победа над «Бисмарком» далась слишком тяжело). Потому с января 1942-го «Тирпиц» стоял на дежурстве в норвежских фьордах…
…Как мы помним, именно в тех водах проходили пути легендарных конвоев PQ, доставлявших в СССР грузы по ленд-лизу (всего таковых было семьдесят восемь, а название они получили по инициалам отвечавшего за мероприятие британского офицера Эдвардса - больше нам о P. Q. Edwards’е ничего узнать не удалось).
В первый раз «Тирпиц» выберется из логова в марте 1942-го; однако туман с непогодой помешают ему проявить себя - немецкая эскадра банально разминётся с конвоем PQ-8; между тем в небе появятся британские самолёты-разведчики - и линкор почтёт за благо вернуться восвояси…
…Гораздо меньше повезёт воспетому Валентином Пикулем, каравану PQ-17: в июле того же года из тридцати шести судов до цели дойдут только одиннадцать. (Самые большие потери за всю эпопею PQ). Впрочем, громили конвой, брошенный британскими боевыми судами, немецкие подлодки и авиация - только не «Тирпиц»!.. Есть мнение, что англичане разбежались при одном известии о подходе германского флагмана (сами-то они утверждают, что бросились на перехват) - так или иначе, беззащитный PQ-17 будет рассеян - а «Тирпиц», незримо выполнив боевую задачу, опять величаво отбудет на стоянку.
(По одной из версий, всё было не так просто - немец попросту сбежал, поражённый ударом нашего подводника Николая Лунина!.. Действительно, в тот день советская «К-21» выпустит в сторону немецкой эскадры четыре торпеды - после чего тут же погрузится и уйдёт. Будущий контр-адмирал сообщит, что, как минимум, один раз попал в «Тирпиц»… правда, в судовом журнале последнего об этом ничего нет. Если учесть, что из семнадцати озвученных Луниным за войну побед подтвердились только три (включая один мотобот) - то дело и впрямь выглядит спорным; вполне возможно, капитан действительно промазал).
…Между тем, всё это время на линкор охотились британцы… поначалу они, в духе Бонда, пытались потопить его управляемыми вручную торпедами - но, к несчастью, в шторм те отвалятся и утонут. (Тем временем, «Тирпиц» примет участие в захвате Шпицбергена - и в первый (ставший и последним) раз отведёт душу, пальнув по острову!..)
В сентябре 43-го к стоявшему у берега линкору подкрадутся три мини-подлодки: одну немцы потопят, а две возьмут в плен - но до того англичанам удастся сбросить пару двухтонных бомб… взрывом у линкора практически «сорвёт» одну из боевых башен - ремонт займёт полгода.
…Упорные англосаксы, в конце концов, додумаются, что такую здоровенную и малоподвижную мишень удобнее поражать с воздуха - и продолжат атаки в новом формате; к концу 44-го «Тирпиц» получит ещё несколько повреждений - после чего немцы, отчаявшись постоянно восстанавливать судно, окончательно поставят его на прикол у норвежского Тромсё. (Огневая мощь линкора позволяла использовать его в качестве батареи).
…Но судьба окончательно отвернулась от «Тирпица» - и двенадцатого ноября 1944-го англичане добьют его тремя пятитонными «Tallboy» (то есть, «здоровяк»). Эта штуковина была под стать своей цели - сейсмическая бомба развивала сверхзвуковую скорость, и, силой собственной тяжести, пробивала десятки метров грунта - после чего взрывалась. На «Тирпице» сдетонирует боезапас - в считанные минуты гигант пойдёт ко дну вместе с тысячью из тысячи семисот человек своей команды…
P.S. …Куски носовой части немецкого флагмана поныне остаются на дне залива - хотя, в основном, это гигантское количество металла бережливые норвежцы сумели приспособить для всяких нужд (включая сувениры).
P.P.S. …С облегчением вздохнув, британцы отправят свой, карауливший все эти годы «Тирпиц», флот на Тихий океан - бить японцев… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 12 ноября 1964 года родился Дэвид Уоррен Эллефсон - басист и один из основателей американской трэш-метал группы Megadeth.
Click to view
Click to view
И ещё. 12 ноября 1968 года родился Аарон Стейнторп - вокалист британской дум-метал группы My Dying Bride.
Click to view
Click to view