В этот день… 30 сентября - 3

Sep 30, 2021 13:00

О Ригли - человеке, который научил мир жевать

30 сентября 1861 года родился Уильям Ригли - основатель компании своего имени; человек, заполонивший мир жевательной резинкой.



…Для начала - пару слов о жвачке, как таковой. Общеизвестно, что всё на свете первыми изобрели китайцы, но в данном случае «что-то пошло не так». Как утверждают источники, приоритет за предками финнов - причём найденным образцам не менее пяти тысяч лет!.. Античные греки освежали дыхание (а заодно чистили зубы) смолой и воском; азиаты с теми же целями жевали  бетель (некоторые продолжают до сих пор, потому что считают его афродизиаком). Больше всех повезёт майя - в их распоряжении был каучук -  а вот североамериканским индейцам и нашим сибирякам приходилось довольствоваться смолой и хвоей…

…Как принято считать, западных европейцев эта привычка миновала - но потом они откроют Америку, а заодно и табак - и начнут жевать его. Только в середине XIX века предприимчивые американцы, братья Кёртис, организуют  производство чего-то похожего на современную резинку в воспетом Стивеном Кингом Бангоре, штат Мэн - а там подтянутся и другие.

…Но вернёмся к Ульяму нашему Ригли… его отец был мыловаром - потому Ригли-младший сызмальства поторговывал семейным продуктом, а в тридцать он переезжает из Филадельфии в Чикаго - расширять бизнес. Поначалу коммерсант торгует всё тем же мылом - причём, придумывает  стимулировать покупателей подарком в виде пакетика муки!.. Выяснится, что мука, почему-то, вызывает даже бо́льший интерес - и Уильям переходит  на неё, а дарить начинает пластинку жвачки. Вскоре окажется, что и на этот раз бонус привлекательней основного товара… Ригли всерьёз задумался!..

…Проведя нехитрое маркетинговое исследование, он поймёт, что ниша относительно свободна - и решится сменить специализацию. В 1893 году Америка узнает вкус Spearmint и Juicy Fruit - правда, пока дела шли ни шатко, ни валко - несколько раз Ригли даже чуть не вылетает в трубу…



(...Тем временем, относительно новым товаром заинтересовались эскулапы. Сначала некий доктор Биман начнёт продавать жвачку как средство для улучшения пищеварения; потом аптекарь Каннинг выведет в свет резинку, которая «предотвращает разрушение зубов и освежает дыхание»; а через годы появится книга профессора Холлингворта «Психодинамика жевания»,  научно  объясняющая, как это самое жевание целительно при стрессах).

…Между тем, в начале века Ригли разражается целым залпом новаторских идей: для начала он делит бытовавший тогда брусок резинки на пять завёрнутых частей - а потом запускает невиданную по размаху рекламную кампанию. На городские улицы выезжают оклеенные постерами трамваи, симпатичные девушки вручают жвачку прохожим… в Нью-Йорке её рассылают по телефонному справочнику. Впрочем, самой удачной находкой станет идея раздачи резинки иммигрантам - с ней в зубах они делали первый шаг по американской земле, и навсегда запоминали это неповторимое впечатление!..

(Нельзя не упомянуть эпизод чудесного спасения самолёта Британских ВВС в 1911 году - смышлёные лётчики спасутся от верной смерти, заклеив  жвачкой прохудившийся двигатель. Много позже американские астронавты будут исследовать на ней свойства гравитации. А в годы Второй мировой жвачка войдёт в американский армейский паёк - некоторые конспирологи считают, что Штаты окончательно подсадят на резинку именно тогда).



…Впрочем, это будет уже при наследниках Уильяма Ригли - а сам он успеет настроить заводов в разных странах, а также - придумать вкладыши с бейсболистами и супер-героями. Картинки мгновенно обретут своих фанатов и собирателей - как видим, Уильям всю жизнь придерживался  безошибочного маркетингового хода: «…и что-нибудь - в подарок!»

P.S. …Основатель компании скончается в семьдесят лет, оставив её на взлёте и с девизом: «Даже такой маленький продукт, как жевательная резинка, должен обладать безупречным качеством».

P.P.S. Первая советская жвачка будет выпущена в семидесятых - в Ереване; затем подключатся Ростов-на-Дону и эстонский «Калев». Наконец, на рынок выйдет знаменитый «Рот-Фронт» - но москвичи перемудрят, и оценят свой продукт в 60 копеек. Спустя время, цену придётся снизить до пятидесяти - в основном, для того, чтобы проще было продавать пластинки поштучно… А в девяностых производство отечественной жвачки (как и многие другие) закроется… Впрочем  это - совсем другая история.



Напоследок. 30 сентября 1984 года вышел сингл «Fade To Black» - первая баллада американской хеви-метал команды Metallica. Запись достигнет золотого статуса в США. Гитарное соло займёт 24 место в рейтинге журнала Guitar World.

image Click to view



image Click to view


Уильям Ригли, торговля, Холлингворт, #яостаюсьдома, общество, бизнес, США, жевательная резинка, братья Кёртис, 30 сентября, маркетинг, Биман, Каннинг, реклама, жвачка, история

Previous post Next post
Up