В этот день… 7 декабря - 1

Dec 07, 2014 00:00

О гражданской авиации - и сетевом маркетинге

Источники утверждают, что в первое воскресенье декабря (то есть - как раз сегодня) в России отмечают День Сетевика. (Как известно, это достойное всяческого уважения занятие также называется структурным или многоуровневым маркетингом - одним словом, multilevel marketing, MLM). Принято считать, что бизнес возник в 1945-м (и, разумеется, - в США) - а в России широкое распространение получил в 90-е. (Причём, настолько широкое, что входные двери многих организаций украсили объявления типа: «Вход для представителей канадских и других фирм - платный!!!» Кстати - почему именно канадских?..) Так вот, если вдуматься, - бродячие торговцы существовали с незапамятных времён… организационно до сетевиков им, пожалуй, было далеко - но вряд ли коробейники отставали насчёт умения что-нибудь впарить…



…Идём дальше - 6 декабря не такого уж далёкого 1996 года ООН с невиданной для себя оперативностью  объявило следующий день  Международным днем гражданской авиации (International Civil Aviation Day). (Возможно, дело в том, что ООНовская же Международная организация гражданской авиации начала отмечать мероприятие ещё в 1994-м - так что у причастных сегодня круглая дата!)



…История авиации, как таковой, весьма интересна - и крайне запутанна. (Ясно одно: на пресловутые виманы нашим отдалённым предкам оставалось  глазеть с боязливым почтением - ну, и сочинять поэмы… Первые попытки оторваться от земли были сделаны только тысячи лет спустя - но примотанные к рукам крылья, похоже, смогли поднять только Икара… да и то ненадолго. Буквально вчера - то есть, в конце XVIII века - появились аэростаты; а веком спустя - более-менее управляемые планеры и первые аппараты тяжелее воздуха (но эти работали на пару, и, в случае успеха, могли преодолеть, от силы, пару десятков метров…)



…Прогресс стал очевиден после появления бензинового двигателя! Принято считать, что первыми были братья Райт - в 1903 году они за двенадцать  секунд преодолели на своём «Wright Flyer» целых тридцать шесть с половиной метров! (Правда, есть сведения, что Райтов на пару лет опередил некий янки из Коннектикута Уайтхед - причём он поднялся на пятнадцать метров, и пролетел восемьсот! Однако, от этого достижения не осталось ничего, кроме зарисовок и клятвенных заверений свидетелей - а братья предусмотрительно позвали фотографа. Кстати,  они несколько лет скрывали своё изобретение, оформляя патенты и заключая контракты).



…Зато бесспорно, что первого в истории пассажира прокатили именно Райты! (В 1908 году счастливчиком стал их помощник Чарли Фёрнас). Вышло так, что они же первого и угробили. (В том же 1908-м не повезло Томасу Селфриджу - это, кстати, был инспекционный полёт; лейтенант представлял американскую армию. У «Флайера» раскололся двигатель, и машина рухнула с 30-метровой высоты; Орвилл Райт серьёзно покалечился, но остался жив).




Упомянём, что первой женщиной-пассажиркой стала некая Тереза Пелтье (дело было во Франции - в том же 1908-м). Некоторые источники утверждают, что в 1911-м французский же конструктор Луи Бреге перевёз десять человек - но, на удивление, собственно биография пилота о такой сенсации умалчивает. Во всяком случае, двумя годами позже появится «Русский витязь» Сикорского - его иногда называют прообразом пассажирских лайнеров, но, на самом деле, этот гигант с 27-метровым размахом крыльев был разведчиком… (Кстати, недолго - вскоре самолёт повредят на стоянке, и конструктор займётся «Ильём Муромцем». «Витязь» мог взять на борт семь человек, включая экипаж).



Что касается настоящей пассажирской авиации, то здесь приоритет обычно отдают компании из Санкт-Петербурга (того, который во Флориде) - в 1914 году она начала регулярные полёты в Тампу (в той же Флориде) - причём первым пассажиром стал местный мэр - градоначальник не поскупился, и урвал на аукционе билет за четыреста баксов (остальные шли уже по пятёрке).

PS: …А что у нас? В 1922 году начались полёты из Москвы в пока ещё германский Кёнигсберг. (Позже маршрут продлили до Берлина - совместное предприятие называлось «Deruluft» - то есть «Deutsch-Russische Luftverkehrs»; однажды одному из его «Фоккеров» выпадет честь везти самого Есенина с Айседорой Дункан). А уже в 1923-м будет принято постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» - потому день рождения отечественного воздушного флота мы отмечаем 9 февраля. Буквально через месяц будет учреждено АО «Добролёт» (с первоначальным капиталом в два миллиона золотых рублей!) Ещё через несколько месяцев начнутся регулярные полёты по первому внутреннему маршруту: «Москва - Нижний Новгород». А в 1932 году появится «Аэрофлот»… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. Сегодня отметит 65-летие Томас Алан Уэйтс, известный миру просто как Том Уэйтс - певец, автор песен и музыки (в том числе -  для кино), актёр, обладатель «Грэмми»… в Зале славы рок-н-ролла он тоже присутствует!

image Click to view


7 декабря, Томас Селфридж, Тереза Пелтье, День сетевика, Чарли Фёрнас, Международный день гражданской авиации, братья Райт, Сикорский, Добролёт

Previous post Next post
Up