Об инженерах-механиках - и основании Российского военно-морского флота
Сегодня в России отмечается День инженера-механика - не вдаваясь в рассказ об этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда - хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… так вот - заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте - ровно сто шестьдесят лет назад, в 1854-м…
…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате - 30 (или, если угодно, - 20 по ст. ст.) 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)
…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов - немалую роль в успехе сыграл свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)
Сказано - сделано… организовали «кумпанства»: дворяне с боярами - по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица - то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, оказался ответственен аж за три!); купечество, навскидку, - двенадцать штук со всех… итого - пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложили «полтинными деньгами» - то есть, по пятьдесят копеек со двора…)
…Как вскоре выяснилось, именно этот подход оказался наиболее успешным - имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться - но строить сами не хотели, ничего не понимая в этом непрофильном бизнесе! Возникли затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал - но через пару лет вынужден был признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строители поневоле» были избавлены от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно - десять тысяч рублей); и работы развернулись на казённых верфях (важнейшей из которых стал «Адмиралтейский двор» в Воронеже)…
…Таким образом, традиция указывает вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра - но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь - чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается - потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса - который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)
…Одним словом - шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатил небольшой корабль - а Роде установил на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); набрал три десятка человек команды - и рванул каперствовать
….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем - в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделал шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные - и доведя свою эскадру до шести единиц! Увы, капитана сгубила жадность - вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой - Роде получал жалованье от казны!)… так вот - он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…
Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» - однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…
...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибыло голштинское посольство - немцы просили разрешение ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласился! Но - так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..
…Через два года совместное предприятие спустило на воду трёхмачтовый вооружённый корабль - и совместное же посольство двинуло на нём в Персию. (Справедливости ради - галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и названа была в честь тамошнего герцога - «Фредерик»).
В проекте было ещё девять кораблей! Однако, всё пошло не так - на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента - и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)
…Что дальше?.. Дальше была очередная война со шведами - и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) - а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименовали в Царевич-Дмитриев; сейчас это - латышский Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё - строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами пришлось мириться (собственно - чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдали всё завоёванное непосильным трудом - и сожгли заложенные корабли!..
…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову - и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство - на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане - но опять вместе с нашими). И вот в мае 1668 года на воду сошёл знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!
PS: Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удалось - в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогли, и - то ли спалили фрегат, то ли просто разграбили и разгромили…
PPS: Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор - и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 30 октября 1939 года родилась Грейс Слик, вокалистка культовой группы эпохи хиппи «Jefferson Airplane» и её реинкарнаций: «Jefferson Starship» и «Starship».
Click to view